Письмо УФНC по г. Москве от 3 мая 2005 г. N 09-24/31061
"Об оприходовании наличных денежных средств"
Вопрос. Должностными лицами налоговой инспекции проведена проверка общества по вопросу полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу наличных денежных средств.
Постановлением Инспекции общество привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу предприятия денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовых машин при оказании услуг общественного питания, а именно полученные от реализации продукции наличные денежные средства приходовались в кассу не в день их получения, а на следующий день.
Правомерно ли Инспекцией привлечено общество к административной ответственности за данное административное правонарушение?
Ответ. Согласно статье 7 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККМ, согласно Методическим рекомендациям по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККМ, утвержденным Центральным Банком России (далее - Банк России) от 18.08.93 N 51, производится путем сравнения выручки по данным, отраженным в фискальном отчете ККМ, суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККМ на начало и конец рабочего дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, и данных кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию.
Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок), который распространяется на все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККМ.
В соответствии с пунктами 22-23 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.
Согласно пункту 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Минфином России утверждены 30.08.93 N 104 Типовые правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила).
Пунктом 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии предприятия кассир должен: подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККМ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в "Журнале кассира-операциониста" и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
Из представленных материалов следует, что согласно данным ежедневных сменных отчетов гашения ККМ (Z-отчеты) денежная выручка, полученная организацией с использованием трех контрольно-кассовых машин за 14.03.05 соответственно составила 4330,00; 16 325,00; 5500,00 рублей, за 15.03.05-4500,00 рублей. Из приходных кассовых ордеров и вкладных листов кассовой книги следует, что указанные денежные средства организацией оприходованы не в день их получения, а на следующий день соответственно 15.03.05 и 16.03.05. Вместе с тем из представленных организацией документов и письменных пояснений генерального директора и главного бухгалтера следует, что в соответствии с приказом по обществу с 01.12.2003 г. режим работы сотрудников пиццерии и кафе установлен с 11 до 23 часов, а руководителя предприятия, работников бухгалтерии с 9 до 18 часов. Полученная организацией 14.03.05 и 15.03.05 денежная выручка сдана в кассу предприятия до начала работы следующей смены пиццерии и кафе, то есть до 11,00 следующего дня и, таким образом, оприходована в полном объеме.
При указанных обстоятельствах нарушение организацией порядка ведения кассовых операций не повлекло неоприходование в кассу денежной наличности.
Следовательно, в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, что согласно пункту 1 статьи 24.5 Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, привлечение Инспекцией к административной ответственности общества за неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со статьей 15.1 Кодекса неправомерно.
Заместитель руководителя |
В. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНC по г. Москве от 3 мая 2005 г. N 09-24/31061 "Об оприходовании наличных денежных средств"
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право" в Москве от 7 - 13 июня 2005 г. N 21