Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 августа 2005 г. N 2601/05 Намерения одного участника на совершение притворной сделки для применения нормы, согласно которой недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки, недостаточно

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Акционеры обратились в суд с иском о признании недействительными (ничтожными) 33 договоров купли-продажи обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО между акционерами общества (в результате заключения которых было приобретено более 50% акций), а также решений об избрании нового совета директоров и назначении нового генерального директора общества. По утверждению истцов, воля сторон при заключении оспариваемых договоров купли-продажи была направлена на отчуждение акций одному лицу, что свидетельствует о притворном характере этих сделок и в соответствии с п.2 ст. 170 ГК РФ влечет их ничтожность. Сделка по приобретению акций одним лицом, по мнению истцов, также является ничтожной в силу ст.168 ГК РФ, поскольку противоречит уставу ЗАО, согласно которому число акций, принадлежащих одному акционеру, не может превышать 7% процентов общего количества обыкновенных акций.

Президиум ВАС считает, что оспариваемые постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене с оставлением без изменения решения суда первой инстанции. По основанию притворности недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки. Намерения одного участника на совершение притворной сделки для применения указанной нормы недостаточно. Из представленных в деле письменных объяснений ответчиков-продавцов видно, что единственной целью заключения ими договоров купли-продажи акций являлось получение обусловленных договорами денежных сумм за акции. Кроме того, из содержания п.2 ст. 170 ГК РФ следует, что притворная сделка должна быть совершена между теми же сторонами, что и "прикрываемая".

Применение судом апелляционной инстанции ст. 168 ГК РФ также является неправильным, так как устав общества не является законом или правовым актом, и, сделки, совершенные с его нарушением, не могут быть признаны недействительными на основании этого положения. Выводы же о незаконности решений об избрании нового совета директоров и назначении нового генерального директора общества основаны лишь на факте ничтожности сделок купли-продажи акций.



Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 августа 2005 г. N 2601/05


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 11