Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50963-96 "Защита броневая автомобилей. Общие технические требования" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 25 сентября 1996 г. N 600) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50963-96
"Защита броневая автомобилей. Общие технические требования"
(принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 25 сентября 1996 г. N 600)

С изменениями и дополнениями от:

9 сентября 1998 г., 29 мая 2002 г., 4 марта 2009 г., 22 ноября 2012 г.

 

Armor protection cars. General technical requirements

 

Дата введения 1 июля 1997 г.

Введен впервые

 

1 Область применения

 

Настоящий стандарт распространяется на броневую защиту автомобилей, предназначенных для перевозки людей, денег, ценных и особо опасных грузов, обеспечивающую защиту жизни и здоровья людей, сохранность ценностей и безопасность особо опасных грузов от воздействия средств поражения.

Стандарт устанавливает общие технические требования к броневой защите автомобилей отечественного и иностранного производства, предназначенных для эксплуатации в Российской Федерации.

 

Информация об изменениях:

Изменением N 4, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 г. N 1032-с, в раздел 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст раздела в предыдущей редакции

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 2.104-2008 Единая система конструкторской документации. Основные надписи

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного ГОСТа следует читать как "ГОСТ 2.104-2006"

ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы

ГОСТ 2.304-81 Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные

ГОСТ 3722-81 Подшипники качения. Шарики. Технические условия

ГОСТ 14771-76 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 23518-79 Дуговая сварка в защитных газах. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 28653-90 Оружие стрелковое. Термины и определения

ГОСТ Р 51136-2008 Стекла защитные многослойные. Общие технические условия

ГОСТ Р 51221-98 Средства защитные банковские. Термины и определения

ГОСТ Р 52212-2004 Тиры стрелковые закрытые. Защита броневая и техническая укрепленность. Общие технические требования

 

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 броневая деталь: Элемент броневой защиты, поглощающий или рассеивающий энергию средств поражения.

3.2 броневая защита: Конструктивная совокупность броневых преград и броневых деталей, в том числе пулестойких стекол, способных предотвратить проникновение средств поражения и вторичных поражающих элементов в защищаемые отсеки автомобиля.

3.3 броневая преграда: Слой или слои материалов, обладающие комплексом механических свойств, выполняющих функции преграды (препятствия) на пути различных по силе и интенсивности воздействия средств поражения.

3.4 вторичные поражающие элементы: Фрагменты элементов броневой защиты автомобиля, образующиеся в результате соударения метаемых элементов или осколков ручных наступательных или оборонительных гранат с броневой защитой автомобиля.

3.5 кондиционное поражение: Отсутствие проникновения средств поражения и вторичных поражающих элементов за тыльную сторону броневой защиты автомобиля.

3.6 пулестойкость: Регламентированное защитное свойство броневой защиты автомобиля противостоять проникновению метаемых элементов или их фрагментов.

3.7 пулестойкое стекло: По ГОСТ Р 51136.

3.8 метаемый элемент: По ГОСТ Р 52212.

3.9 стрелковое оружие: По ГОСТ 28653.

3.10 средства поражения: Метаемые элементы и (или) осколочно-фугасное воздействие ручных противопехотных гранат и зарядов взрывчатого вещества.

3.11 особо опасные грузы: Грузы, содержащие взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, химически опасные вещества и т. п.

 

4 Классификация

 

Информация об изменениях:

Изменением N 4, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 г. N 1032-с, пункт 4.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

4.2 Броневую защиту по стойкости к воздействию средств поражения подразделяют на два специальных и шесть основных классов защиты, характеристика которых представлена в таблице 1 *(1).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо цифр "4.2" следует читать "4.1"

 

Таблица 1*(1)

 

Класс защитной структуры бронеавтомобиля

Наименование средства поражения

Оружие*(2)

Характеристика поражающего элемента

Дистанция обстрела, м

Тип сердечника

Масса, г

Скорость*(3),м/с

Специальные классы защиты

С1

18,5-мм охотничий патрон

Охотничье ружье 12-го калибра

Свинцовый

34,0_1,0

390-410

5_0,1

С2

Имитатор осколка

Баллистический ствол без нарезов

Стальной шарик*(4)

1,05

*(5)

-

Основные классы защиты

Бp 1

9x18 мм пистолетный патрон с пулей Пст, инд. 57-Н-181С

9-мм АПС, инд. 56-А-126

Стальной

5,9

335+10

5+0,1

Бр 2

9x21 мм патрон с пулей П, инд. 7Н28

9-мм СР-1, инд. 6П53

Свинцовый

7,93

390_10

5_0,1

Бр 3

9x19 мм патрон с пулей Пст, инд. 7Н21

9-мм ПЯ, инд.6П35

Стальной термоуп-рочненный

5,2

455_10

5_0,1

Бр 4

5,45x39 мм патрон с пулей ПП, инд.7Н10

5,45-мм автомат АК74, инд. 6П20

Стальной термоупроченный

3,5

895_15

10_0,1

7,62х39 мм патрон с пулей ПС, инд. 57-Н-231

7,62-мм автомат АКМ, инд. 6П1

Стальной термоуп-рочненный

7,9

720_15

10_0,1

Бр 5

7,62x54 мм патрон с пулей ПП, инд. 7Н13

7,62-мм винтовка СВД, инд. 6В1

Стальной термоуп-рочненный

9,4

830_15

10_0,1

7,62x54 мм патрон с пулей Б-32; инд. 7-БЗ-3

7,62-мм винтовка СВД, инд. 6B1

Стальной термоуп-рочненный

10,4

810_15

10_0,1

Бр 6

12,7x108 мм патрон с пулей Б-32, инд. 57-БЗ-542

12,7 мм ОСВ-96

Стальной термоуп-рочненный

48,2

830_20

50_0,5

*(1) С 01.07.2014.

*(2) Стальной шарик 6,35 мм по ГОСТ 3722, если иное не указано в нормативных документах на изделие, утвержденных в установленном порядке.

*(3) Значение определяется нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

*(4) Скорость поражающего элемента (за исключением скорости имитатора осколка) измеряют на расстоянии (3_0,1) м от дульного среза. Скорость имитатора осколка измеряют на расстоянии (0,75_0,01) м от лицевой поверхности образца.

*(5) См. 4.2.

Примечания:

1 Броневая защита автомобиля должна обеспечивать защиту людей и особо опасных грузов от воздействия метаемых элементов и вторичных поражающих элементов при обстреле суммарной защищаемой площади передней, боковых и задней проекций автомобиля.

2 Конструкцией броневой защиты автомобиля по требованию заказчика может быть предусмотрена защита крыши, трансмиссии, ходовой части, днища и других узлов, агрегатов и систем от воздействия средств поражения.

3 Характеристики гранат и зарядов взрывчатого вещества, предусмотренных для испытаний конкретной модели автомобиля, определяют в соответствии с нормативным документами на этот автомобиль

Информация об изменениях:

Изменением N 4, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 г. N 1032-с, раздел 4 дополнен пунктом 4.2, вступающим в силу с 1 сентября 2013 г.

4.2 При проведении испытаний допускается использование стволов или огнестрельного оружия, перечисленного в приложении В, имеющих аналогичные значения (оружию, перечисленному в таблице 1) определяющих параметров (длина ствола, количество, глубина и угол наклона нарезов).

 

5 Общие технические требования

 

5.1 Характеристики

 

Информация об изменениях:

Изменением N 4, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 г. N 1032-с, в пункт 5.1.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

5.1.1 Броневая защита должна быть изготовлена в соответствии с требованиями настоящего стандарта по нормативной и конструкторской документации (в том числе ведомости броневых деталей) на автомобиль конкретного типа.

В комплект разрабатываемой документации на броневую защиту должны входить технические условия на броневую конструкцию в целом.

Требования к составлению ведомости броневых деталей и ее форма приведены в приложении А.

5.1.2 Пулестойкость устанавливается в нормативных документах на броневую защиту конкретного автомобиля и должна соответствовать требованиям 4.1.

Допускается сочетание различных классов защиты броневых преград, составляющих броневую защиту автомобиля.

5.1.3 Класс защиты при проведении испытаний по условиям, заданным в нормативной документации на автомобиль конкретного типа, оценивают по характеру поражения: кондиционное или некондиционное.

5.1.4 Вероятность защиты от воздействия средств поражения в зависимости от класса защиты должна соответствовать приведенной в приложении Б.

5.1.5 Броневая защита должна обеспечивать сохранность не менее 85% суммарной защищаемой площади передней, боковой и задней проекций автомобиля.

Информация об изменениях:

Изменением N 4, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 г. N 1032-с, в пункт 5.1.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

5.1.6 Металлические броневые детали должны быть изготовлены из листов, выдержавших испытания пулевым обстрелом по нормам, установленным в нормативных документах на конкретный материал.

При испытаниях деталей пулевым обстрелом количество выстрелов в зависимости от площади испытуемой детали должно соответствовать указанному в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Площадь детали, м2 Количество выстрелов в деталь
До 0,5

Св. 0,5 " 1,5

" 1,5
1

2

3

 

5.1.7 Сварные соединения (сварные швы), околошовные зоны и разъемные соединения броневой защиты, стойкость которых должна быть равна стойкости основного материала, должны обеспечивать целостность конструкции броневой защиты при воздействии средств поражения.

5.1.8 Сварные соединения деталей броневой защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 14771, ГОСТ 23518 и конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

5.1.9 Защита топливных баков автомобилей должна обеспечивать их пожаро- и взрывобезопасность при воздействии пуль стрелкового оружия и осколочно-фугасном воздействии гранат.

 

5.2 Конструктивные требования

 

Информация об изменениях:

Изменением N 4, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 г. N 1032-с, пункт 5.2.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

5.2.1 Соединения элементов конструкции броневой защиты должны полностью исключать попадание в обитаемые отсеки автомобиля осколков брони, пуль и свинцовых брызг.

5.2.2 Защитные свойства пулестойких стекол, применяемых в броневой защите, должны соответствовать классу защиты броневых преград и (или) броневых деталей автомобиля, с которыми они сопрягаются.

Допускается применение отдельных броневых деталей и в том числе пулестойких стекол, имеющих класс защиты, превышающий общий класс защиты для броневых преград.

Пулестойкие стекла должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51136 и требованиям нормативных документов на пулестойкое стекло.

 

5.3 Требования к материалам

 

5.3.1 Материалы, применяемые для изготовления броневой защиты, должны соответствовать требованиям нормативной документации и быть подвергнуты входному контролю на соответствие требованиям указанной документации, утвержденной в установленном порядке.

 

5.4 Маркировка

 

5.4.1 Содержание и место маркировки должны быть указаны в нормативной и конструкторской документации на броневую защиту автомобилей.

5.4.2 Маркировка комплекта броневой защиты может быть выполнена любыми способами, позволяющими сохранить ее четкость в течение срока службы автомобиля.

5.4.3 Маркировку выполняют шрифтом по ГОСТ 2.304.

5.4.4 Маркировка пулестойких стекол должна быть выполнена в соответствии с требованиями нормативной документации на стекло конкретного типа.

 

6 Указания по эксплуатации

 

6.1 В процессе эксплуатации автомобиля не допускаются возникающие дефекты, снижающие класс броневой защиты:

- сквозные трещины любой длины на броневых деталях;

- очаги коррозии, рванины, вмятины и царапины глубиной, выходящей за нижнее предельное отклонение по толщине деталей;

- выпучины на тыльной поверхности броневых деталей, образовавшиеся в результате механического воздействия, кроме выпучин, образовавшихся при испытаниях обстрелом, по техническим условиям на конкретный автомобиль;

- отсутствие (снятие) броневых деталей, предусмотренных нормативными документами предприятия-изготовителя;

- нарушение целостности композиционных броневых материалов;

- трещины, отлипы и другие пороки внешнего вида, а также пропускание света пулестойких стекол свыше ограничений, указанных в ГОСТ Р 51136 (5.3.1, 5.3.5), если они не оговорены в нормативной документации на конкретный автомобиль.

Информация об изменениях:

Изменением N 4, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 г. N 1032-с, пункт 6.2 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

6.2 Допускается без снижения броневой защиты ремонт броневых деталей по утвержденной документации, указанной в технических условиях.

6.3 В процессе эксплуатации автомобиля:

- должна сохраняться работоспособность специального и дополнительного оборудования, предусмотренного нормативными документами предприятия-изготовителя;

- не допускается дребезжание броневых деталей, отсутствие (потеря) крепежных деталей и ослабление их затяжки.

6.4 Двери, бойницы автомобиля должны легко открываться и закрываться, фиксироваться в открытом и закрытом положениях.

Провисание, прогибы и перекосы дверей в закрытом положении не допускаются.

Раздел 6 (Введен дополнительно, Изм. N 2).

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50963-96 "Защита броневая автомобилей. Общие технические требования" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 25 сентября 1996 г. N 600)


Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов, 2003 г.


Дата введения 1 июля 1997 г.


Приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 г. N 1032-ст в настоящий ГОСТ внесены изменения, вступающие в силу с сентября 2013 г.

Текст ГОСТа будет актуализирован после официального опубликования указанных изменений в ИУС "Национальные стандарты"


1 Разработан Акционерным обществом Научно-исследовательский институт стали


2 Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 сентября 1996 г. N 600


3 Введен впервые


4 Издание (август 2003 г.) с Изменениями N 1, 2, принятыми в сентябре 1998 г., мае 2002 г. (ИУС 12-98, 9-2002)


Приказом Росстандарта от 25 сентября 2018 г. N 638-СТ настоящий ГОСТ отменен с 1 марта 2019 г. в связи с введением в действие ГОСТ 34282-2017 "Защита броневая автомобилей. Общие технические требования"


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменение N 4, утвержденное приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 г. N 1032-с

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.


Изменение N 3, утвержденное приказом Ростехрегулирования от 4 марта 2009 г. N 111-ст

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2009 г.


Изменение N 2, введенное в действие постановлением Госстандарта РФ от 29 мая 2002 г. N 214-ст

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2002 г.