Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 1 июня 2006 г. N 03-03-04/2/162
Вопрос: Банк для объединения своих офисов в локальную сеть, позволяющую вести учет и совершать банковские операции, оплатил услуги оператора ЗАО, по организации канала передачи данных по оптоволоконному каналу связи. Стоимость услуг для трех объектов составила 64 тыс. руб. в т.ч. НДС, для одного объекта - 9,5 тыс. руб. включая НДС. Услуги банку организации канала связи оказываются оператором ЗАО на основании договора и лицензии на услуги связи.
Указанные оптоволоконные каналы связи организованы и принадлежат ЗАО, банк оплачивает только услуги по подключению к ним. Расходы по организации канала связи экономически обоснованы и документально подтверждены (имеется техническое обоснование отдела информационных систем банка, договор с оператором связи, счет-фактура, акт выполненных работ), т.е. соответствуют требованиям установленным ст. 252 НК РФ.
В соответствии с Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.97 г. N 1235 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.02 г. N 12) (далее - Правила), услуги телефонной связи оказываются на основании договора об оказании услуг телефонной связи, заключаемого между оператором связи и абонентом (клиентом).
Статьей 779 ГК РФ установлено, что к договорам оказания услуг связи применяются правила, регулирующие возмездное оказание услуг. Сумма расходов по подключению к телефонной связи зависит от объема работ организации - оператора связи. Это может быть подключение телефонов к уже проведенной линии, а могут быть и работы по прокладке нового кабеля, установке дополнительного оборудования и т.д.
Независимо от того, что включают работы по подключению телефона, все расходы на оплату этих работ учитываются как расходы на услуги по предоставлению доступа к телефонной сети, так как согласно п. 81 Правил стоимость работ по организации абонентской линии от телефонной станции до телефонной розетки, работ по подключению абонентской линии к станционному оборудованию и подключению абонентского устройства к абонентской линии с учетом стоимости станционного и линейного оборудования входит в стоимость услуги по предоставлению доступа к телефонной сети.
Результатом оказания услуги по предоставлению доступа к телефонной сети является акт выполненных работ (оказанных услуг). Передачи имущества по акту приема-передачи между оператором связи и абонентом (клиентом) не происходит. Получая доступ к телефонной сети, организация-абонент не получает в собственность никакого основного средства, она остается лишь собственником телефонного аппарата либо мини-АТС.
В налоговом учете в соответствии с п.п. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по подключению к телефонной связи являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией, и относятся к косвенным расходам.
В налоговом учете расходы на оплату услуг связи организации, применяющие метод начисления, включают в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, в том периоде, к которому они относятся исходя из условий сделки (ст. 272 НК РФ). Если услуга по подключению к телефонной связи оказывается на основании договора, срок действия которого не установлен, то затраты подключения к телефонной связи признаются единовременно в полном размере в том периоде, когда заключен договор.
По нашему мнению, вышеуказанные расходы подлежат включению в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли в соответствии с п.п. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ и не подлежат отражению в качестве амортизируемого имущества.
Просим Вас дать разъяснения по вопросу отнесения указанных выше расходов для целей налогообложения прибыли.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке налогового учета расходов по подключению к каналам связи и сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом статьей 252 Кодекса предусмотрены критерии в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).
Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" определено, что услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Учитывая изложенное, работы, выполненные оператором связи по подключению канала передачи данных по оптоволоконному каналу связи, не являются услугами связи и не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 Кодекса.
Вместе с тем, при условии, что данный канал передачи данных организуется для обеспечения деятельности налогоплательщика, а расходы по подключению к нему подвержены документально в соответствии с требованиями Кодекса, указанные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.
При этом следует учитывать, что расходы по оплате работ по прокладке кабеля и установке дополнительного оборудования являются расходами капитального характера, которые не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе текущих расходов. Стоимость указанных работ может быть списана на расходы для целей налогообложения прибыли только посредством механизма амортизации в соответствии с положениями статей 256 - 259 Кодекса.
Вместе с тем, как следует из вашего письма, проложенный кабель и установленное оборудование остается в собственности оператора связи, а организация получает только доступ к телефонной сети.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации расходы по прокладке кабеля и установке дополнительного оборудования для целей налогообложения прибыли не учитываются.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поскольку работы, выполненные оператором связи по подключению канала передачи данных по оптоволоконному каналу связи, не являются услугами связи, они не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве расходов на оплату услуг связи, однако они учитываться в качестве других расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии, что данный канал передачи данных организуется для обеспечения деятельности налогоплательщика, а расходы по подключению к нему подвержены документально.
Расходы по оплате работ по прокладке кабеля и установке дополнительного оборудования являются расходами капитального характера, поэтому их стоимость может быть списана на расходы для целей налогообложения прибыли посредством механизма амортизации. Необходимо учесть, что списать стоимость указанных работ на расходы не получится, если кабель и оборудование остаются в собственности оператора связи.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 июня 2006 г. N 03-03-04/2/162
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 11 июля 2006 г. N 26