Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 июля 2006 г. N 03-03-04/4/124 О порядке применения некоммерческими организациями законодательства РФ о налогах и сборах

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 19 июля 2006 г. N 03-03-04/4/124

 

Вопрос: В целях правильного применения законодательства РФ о налогах и сборах просим дать письменное разъяснение по следующему вопросу.

Автономная некоммерческая организация (не имеющая членства) получает от другой некоммерческой организации денежные средства на содержание и осуществление уставной некоммерческой деятельности (проведение семинаров и т.д., в том числе оказание благотворительной помощи) в качестве благотворительной помощи.

Автономная некоммерческая организация частично сама расходует полученную благотворительную помощь в соответствии с целями и задачами ее устава, а часть средств направляет другой некоммерческой организации на содержание и ведение уставной деятельности (поскольку цели и задачи обеих некоммерческих организаций совпадают).

Обе организации ведут раздельный учет получаемых денежных средств. При этом автономная некоммерческая организация получает полный отчет о всех расходах по предоставленной благотворительной помощи, а также сама предоставляет отчет о расходовании средств своему жертвователю.

Возникает ли у автономной некоммерческой организации обязанность по уплате налога на прибыль с полученных средств от жертвователя в случае перечисления части этих средств другой некоммерческой организации на ее содержание и осуществление уставной некоммерческой деятельности?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу применения некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.

В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 23.03.2005 г. N 45н, если законодательством не установлено иное, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 251 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся, в том числе, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Исчерпывающий перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен пунктом 2 статьи 251 Кодекса.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, среди прочего, средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности" (далее - Закон о благотворительной деятельности) под участниками благотворительной деятельности для целей данного Федерального закона понимаются, в частности, граждане или юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации.

Благотворительной организацией, как это установлено статьей 6 Закона о благотворительной деятельности, является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных данным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Таким образом, только благотворительные организации, созданные в качестве таковых в соответствии с Законом о благотворительной деятельности, вправе в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 251 Кодекса не учитывать в целях налогообложения прибыли средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

 

Заместитель директора Департамента

А.И. Иванеев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Минфин указал, что только благотворительные организации, созданные в качестве таковых в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности", вправе не учитывать в целях налогообложения прибыли средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.



Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 июля 2006 г. N 03-03-04/4/124


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 8 августа 2006 г. N 30