Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 14 июня 2006 г. N 03-07-03-02/24
Вопрос: Федеральная налоговая служба Российской Федерации письмом от 23.01.2006 N ГВ-6-21/46@ довела до территориальных налоговых органов письмо Минфина России от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64 с разъяснениями по вопросам исчисления и уплаты водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании (далее - разъяснения Минфина России).
1. Согласно разъяснениям Минфина России обязательными условиями применения ставки налога в размере 70 рублей за одну тысячу куб. метров воды, забранной из водного объекта, установленной пунктом 3 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения, являются:
1) наличие лицензии на водопользование;
2) наличие договора на водопользование, заключенного в соответствии с лицензией;
3) указание в лицензии соответствующей цели водопользования (питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения (жилищного фонда), а также сведений о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним;
4) наличие лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), установленных в лицензии для соответствующей цели.
При нарушении хотя бы одного из перечисленных условий водный налог уплачивается по налоговым ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 НК, то есть по общеустановленным ставкам налога. Таким образом, признавая водопользователей, не имеющих лицензии, налогоплательщиками водного налога и, тем самым, возлагая на них обязанность по уплате налога, Минфин России одновременно отказывает им в праве на налоговые преференции в виде применения пониженной налоговой ставки. Реализация такого подхода затрудняется тем, что в главе 25.2 НК (пункт 3 статьи 333.12 НК) не содержится ограничительных условий применения ставки налога в размере 70 рублей за тысячу куб. метров воды.
В связи с указанными разъяснениями Минфина России в ФНС России поступают многочисленные обращения территориальных налоговых органов и налогоплательщиков.
Как следует из обращений (копии отдельных запросов прилагаются), на практике значительное число водопользователей, осуществляющих забор воды из водных объектов для водоснабжения населения, не отвечают условиям, изложенным в разъяснениях Минфина России, и строгое следование разъяснениям в части условий применения соответствующей пониженной ставки налога ведет к возникновению конфликтных ситуаций с налогоплательщиками, осуществляющими специальное водопользование в указанных целях, в частности при отсутствии соответствующей лицензии. Основную массу таких водопользователей составляют поселковые и сельские коммунальные хозяйства, сельскохозяйственные организации, органы местного самоуправления (администрации сельских советов), на баланс которых переданы объекты жилищно-коммунальной сферы, в том числе артезианские скважины.
Учитывая массовый характер обращений, а также высокую социальную значимость рассматриваемого вопроса, ФНС России просит дать дополнительные разъяснения по данному вопросу.
По мнению ФНС России, при выполнении вышеназванных разъяснений Минфина России могут возникнуть налоговые споры, имеющие перспективы не в пользу налоговых органов, так как в соответствии со статьей 3 НК все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Участие в судебных разбирательствах будет отвлекать налоговые органы от проведения мероприятий налогового контроля, в том числе в отношении недобросовестных налогоплательщиков, и, в результате, снижать эффективность контрольной работы. Кроме того, жесткий подход к решению рассматриваемого вопроса создает угрозу нагнетания социальной напряженности на фоне коммунальной реформы и реформы местного самоуправления в связи с неизбежностью (в случае налогообложения соответствующего водопользования по общеустановленным ставкам) значительного роста тарифов на коммунальные услуги по водоснабжению населения (при расчете соответствующих тарифов будут применяться ставки налога в размере от 246 до 678 рублей, а не 70 рублей за тыс. куб. метров).
2. По вопросу правомерности применения соответствующей пониженной ставки налога при заборе воды из подземных водных объектов.
Согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию подземные водные объекты предоставляются в пользование на основании лицензии на право пользования недрами в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"). При этом, Законом "О недрах" (статья 12) не предусматривается обязательное отражение в лицензиях сведений о водопользователях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также установленных лимитов водопользования, которые могут быть установлены только Федеральным агентством водных ресурсов (пункт 5.6.6 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282). Изложенное подтверждается практикой (копии лицензии и условий пользования недрами, являющихся обязательным приложение к ней, прилагаются).
С учетом изложенного ФНС России просит уточнить условия признания правомерности применения ставки налога, установленной пунктом 3 статьи 333.12 НК, при осуществлении забора воды для водоснабжения населения из подземных водных объектов.
3. Решение вопроса об условиях применения пониженной ставки налога методологически связано с решением вопроса, об условиях исключения из налогообложения водопользования, не признаваемого объектом налогообложения налогом в соответствии с пунктом 2 статьи 333.9 НК (например, забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан).
В связи с изложенным ФНС России просит разъяснить, при каких условиях водопользование, осуществляемое в целях, перечисленных в пункте 2 статьи 333.9 НК (например, забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения, для водопоя и обслуживания скота и птицы), не подлежит налогообложению водным налогом, в частности обязательно ли для этого наличие (если того требует законодательство) соответствующей лицензии или указанное водопользование не может облагаться налогом независимо от соблюдения (несоблюдения) требований законодательства при его осуществлении.
Ответ: В соответствии с вашим письмом от 24.05.2006 г. N 01-2-02/596 о дополнительном разъяснении вопроса о налогообложении водным налогом пользования водными объектами в целях водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии со статьями 46, 49, 58 и 103 Водного кодекса Российской Федерации права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта должна содержать, в том числе, сведения о водопотребителях, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям и о лимитах водопользования.
Заключение договора пользования водным объектом после выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование является обязательным.
Лица, виновные в нарушении водного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, департамент налоговой и таможенно-тарифной политики подтверждает свою позицию, изложенную в письме от 20.12.2005 г. N 03-07-03-02/64, согласно которой плательщиками водного налога, имеющими право применять ставку водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу куб. метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), в которой помимо цели пользования водным объектом, отражены сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), установленные для указанной цели, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
В отношении применения пониженной ставки водного налога при заборе воды из подземных водных объектов для питьевого водоснабжения населения отмечаем, что основанием для пользования подземными водными объектами является лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемая в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах".
Лицензия на пользование недрами с условиями пользования является государственным разрешением, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В условиях пользования недрами с целью добычи подземных вод установлен разрешенный (предельно допустимый) водоотбор подземных вод в кубических метрах в сутки. Данный критерий в соответствии с пунктом 14 правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 г. N 383 может быть признан лимитом водопотребления.
Лицензия, удостоверяющая право водопользователя на пользование подземным водным объектом, оформленная на основании действующего законодательства о недрах, по нашему мнению, не требует оформления еще одной лицензии - лицензии на водопользование.
При этом следует отметить, что согласно нормам Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" лицензия на пользование недрами закрепляет условия пользования недрами для определенных целей и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска). В таком случае заключение договора на пользование участком недр с целью добычи подземных вод не обязательно.
Учитывая изложенное, считаем, что плательщиками водного налога при заборе воды из подземных водных объектов, имеющими право применять ставку водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу куб. метров воды, могут быть признаны организации и физические лица, осуществляющие забор воды из подземных водных объектов на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод с указанием целевого использования добываемых подземных вод и разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды из подземного водного объекта. Данная ставка применяется к объемам воды, забранной из водного объекта, фактически используемой для водоснабжения населения.
Что касается освобождения от налогообложения водным налогом объемов воды, забранной из водного объекта для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан, то в данном случае также необходимо наличие соответствующей лицензии на осуществление указанного вида водопользования с обязательным отражением в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.
Принимая во внимание, что освобождение от налогообложения или применение пониженной ставки водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров является льготой для налогоплательщиков, при отсутствии в лицензии на водопользование или на пользование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством), водный налог уплачивается по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Безлицензионное водопользование, водопользование без заключения в соответствии с законом соответствующего договора, а также водопользование с нарушением условий, предусмотренных в лицензии или договоре влечет наложение административного штрафа на основании пункта 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, осуществление водопользования без лицензии в период переоформления лицензии на водопользование (при условии направления соответствующих документов на переоформление до истечения срока действия предыдущей лицензии), не является нарушением правил водопользования и не влечет наложения административного взыскания.
Директор Департамента |
М.А. Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина, плательщиками водного налога при заборе воды из подземных водных объектов, имеющими право применять ставку водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу куб. метров воды, могут быть признаны организации и физические лица, осуществляющие забор воды из подземных водных объектов на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод с указанием целевого использования добываемых подземных вод и разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды из подземного водного объекта. Данная ставка применяется к объемам воды, забранной из водного объекта, фактически используемой для водоснабжения населения.
При отсутствии в лицензии на водопользование или на пользование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке, водный налог уплачивается по общеустановленным ставкам. Безлицензионное водопользование, водопользование без заключения в соответствии с законом соответствующего договора, а также водопользование с нарушением условий, предусмотренных в лицензии или договоре влечет наложение административного штрафа.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 июня 2006 г. N 03-07-03-02/24
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 8 августа 2006 г. N 30