Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 марта 2007 г. N 03-03-06/4/28 О налогообложении сумм арендной платы, получаемых областными государственными унитарными предприятиями при сдаче государственного имущества в аренду, и об уплате налога на имущество организаций в отношении такого имущества

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 28 марта 2007 г. N 03-03-06/4/28

 

Вопрос: ОГУП предоставляет в аренду недвижимое имущество, переданное ему в хозяйственное ведение. При согласовании договоров аренды собственник настаивает на перечислении 100 % суммы арендной платы в областной бюджет. Считаем, что такой порядок уплаты арендных платежей не соответствует действующему законодательству.

Просим дать разъяснения:

1. Относительно порядка использования арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.

2. Должно ли ОГУП в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ учитывать в составе доходов в целях налогообложения прибыли суммы полученной арендной платы? Имеет ли право ОГУП при определении налоговой базы по налогу на прибыль принять к вычету расходы в виде амортизационных отчислений по сданному в аренду государственному имуществу области и эксплуатационных затрат по его содержанию, которые подлежат возмещению арендодателю по условиям договора?

3. Должно ли ОГУП уплачивать налог на имущество с находящегося у него в хозяйственном ведении государственного имущества области?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 31.01.2007 г. N 148 о налогообложении сумм, арендной платы, получаемых областными государственными унитарными предприятиями (ОГУП) при сдаче государственного имущества в аренду, и об уплате налога на имущество организаций в отношении такого имущества и в рамках своей компетенции сообщает.

Как следует из запроса, ОГУП осуществляет операции по предоставлению государственного недвижимого имущества, переданного ему в хозяйственное ведение, в аренду сторонним организациям, которые перечисляют суммы арендной платы в бюджет.

1. В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Определено, в частности, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Установлено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Аналогичная по смыслу норма содержится в статье 17 "Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию" Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Кроме того, указанным законом установлено, что государственное или муниципальное предприятие перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываемым в доходах бюджетов, относятся, в частности, средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, законодательством предусмотрено перечисление в бюджет сумм средств, полученных от сдачи государственного (муниципального) имущества в аренду, по нормативу от суммы, оставшейся после уплаты налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при сдаче в установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, ОГУП обязано учитывать доходы в виде арендной платы при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.

Доходы от сдачи имущества в аренду включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций наряду со всеми другими доходами унитарного предприятия, учитываемыми в целях налогообложения, и облагаются в общеустановленном порядке.

При этом, такие доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным статьей 252 Кодекса, в состав которых включаются налог на имущество, арендная плата за земельный участок, занимаемый организацией, в части, приходящейся на сдаваемое в аренду имущество, а также амортизация по этому имуществу и эксплуатационные расходы по его содержанию, не оплачиваемые арендатором.

2. Согласно пункту 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (пункты 21, 22, 49) на балансе организации в составе основных средств учитывается имущество, находящееся на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления.

Таким образом, по находящемуся у ОГУП в хозяйственном ведении государственному имуществу налог на имущество организаций должен исчисляться ОГУП в общеустановленном порядке.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

При сдаче в установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, государственное унитарное предприятие обязано учитывать доходы в виде арендной платы при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов. Доходы от сдачи имущества в аренду включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций наряду со всеми другими доходами унитарного предприятия, учитываемыми в целях налогообложения, и облагаются в общеустановленном порядке.

Такие доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций могут быть уменьшены на расходы, в состав которых включаются налог на имущество, арендная плата за земельный участок, занимаемый организацией, в части, приходящейся на сдаваемое в аренду имущество, а также амортизация по этому имуществу и эксплуатационные расходы по его содержанию, не оплачиваемые арендатором.

По находящемуся у государственного унитарного предприятия в хозяйственном ведении государственному имуществу налог на имущество организаций должен исчисляться в общеустановленном порядке.



Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 марта 2007 г. N 03-03-06/4/28


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 17 апреля 2007 г. N 15