Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) в связи с многочисленными обращениями по порядку проведения зачета (возврата) по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата), а также по вопросу списания пеней и штрафов по реструктуризированной кредиторской задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду сообщает следующее.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Возврат (зачет) переплаты.
Согласно письму Ростехнадзора от 22.07.2005 N АМ-17/1165, зачет (возврат) переплаты по плате возможен после составления акта сверки с плательщиком платы за негативное воздействие.
После составления акта сверки суммы переплаты могут быть направлены в счет текущих (предстоящих) платежей, либо произведен возврат сумм переплаты.
В целях сокращения числа возвратов денежных средств из бюджетов рекомендуется имеющуюся переплату в течение трех отчетных периодов направлять на исполнение обязанности по уплате текущих (предстоящих) платежей.
2. Возврат (зачет) переплаты 2001 год.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности составляет три года. Соответственно, зачет может быть произведен в части переплаты за предыдущие 3 года и при наличии документов, свидетельствующих о факте переплаты.
Таким образом, переплата за 2001 год не может быть зачтена в 2005 году по причине истечения срока исковой давности.
3. Списание реструктуризированной задолженности (пени и штрафы по ней).
Действующим законодательством Российской Федерации в настоящее время не предусмотрено предоставление реструктуризации по плате. Соответственно, в настоящее время органы Ростехнадзора не имеют права предоставлять отсрочки и рассрочки по плате.
Процедура предоставления отсрочки (рассрочки) по налогам и сборам установлена статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом, в соответствии со статьей 2 Кодекса, законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации и не распространяется на правоотношения по взиманию платы.
В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О (далее - определение N 284-О) плата носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер, является неналоговым платежом.
До принятия определения N 284-О, плата в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы" относилась к налоговым платежам, попадала под регулирование законодательства о налогах и сборах, что являлось правовым полем для проведения реструктуризации. Решения по реструктуризации, принятые налоговыми органами на указанный момент, были обоснованны.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам", списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с постановлением N 1002, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности в соответствии с правилами, определяемыми этим Министерством.
Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам".
В соответствии с правилами списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением N 1002 (утверждены приказом МНС России от 30 апреля 2002 г. N БГ-3-29/235) при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения организации производит полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) с момента погашения указанной задолженности.
Таким образом, решения о списании задолженности по пеням и штрафам по плате принимаются руководителем налогового органа по месту нахождения организации, которым была предоставлена соответствующая реструктуризация.
Порядок работы территориальных органов Ростехнадзора с реструктуризированной задолженностью установлен совместным приказом Ростехнадзора и ФНС России от 01.11.2005 N 806/САЭ-3-21/55@ "Об утверждении Порядка передачи органами Федеральной налоговой службы органам Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду и дальнейшего взаимодействия органов Федеральной налоговой службы и органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части указанной платы по вопросам проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед бюджетом и инициирования процедур банкротства" и доведен письмом от 14.11.2005 N АМ-17/1922.
Заместитель Руководителя |
С.Ю. Светлицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ростехнадзором разъяснены вопросы, касающиеся порядка проведения зачета (возврата) по плате за негативное воздействие на окружающую среду и списания пеней и штрафов по реструктуризированной кредиторской задолженности по указанной плате.
Зачет (возврат) переплаты по плате возможен после составления акта сверки с плательщиком платы за негативное воздействие. После составления акта сверки суммы переплаты могут быть направлены в счет текущих (предстоящих) платежей, либо произведен возврат сумм переплаты. При этом отмечается, что возврат указанных сумм не может быть произведен по истечении срока давности (3 года).
Действующим законодательством РФ не предусмотрено предоставление реструктуризации по плате. Соответственно, в настоящее время органы Ростехнадзора не имеют права предоставлять отсрочки и рассрочки по плате. Ранее плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" относилась к налоговым платежам, попадала под регулирование законодательства о налогах и сборах, что являлось правовым полем для проведения реструктуризации. Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года N 284-О установлено, что такая плата носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер, является не налоговым платежом, а фискальным сбором. Решения по реструктуризации, вынесенные до принятия указанного определения КС РФ, были обоснованны. Разъяснен порядок списания задолженности по пеням и штрафам по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 декабря 2005 г. N СС-48/164 "О проведении зачетов (возвратов) по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также по вопросу списании пеней и штрафов по реструктуризированной кредиторской задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду"
Текст письма официально опубликован не был