• ДОКУМЕНТ

Статья 31. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 31 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 31. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 31 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 12 марта 2020 г. - Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 39-ФЗ

См. предыдущую редакцию

1. Движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 31 дополнена частью 1.1 с 12 марта 2020 г. - Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 39-ФЗ

1.1. Движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи, за исключением:

1) самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, указанных в пунктах 5 и 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества;

2) транспортных средств, осуществляющих перевозки указанных в абзаце первом настоящей части грузов, отнесенных к специальным грузам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 454-ФЗ часть 2 статьи 31 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

2. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 454-ФЗ статья 31 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.1

2.1. Движение по автомобильным дорогам самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, осуществляется без специальных разрешений и организуется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Порядок указанного взаимодействия устанавливается Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 31 дополнена частью 2.2 с 12 марта 2020 г. - Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 39-ФЗ

2.2. Движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, указанных в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи, и являющихся самоходными транспортными средствами с вооружением, военной техникой, транспортными средствами других войск, воинских формирований и органов, указанных в пунктах 5 и 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", осуществляющими перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, осуществляется без специальных разрешений, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и организуется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Порядок указанного взаимодействия устанавливается Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 31 дополнена частью 2.3 с 12 марта 2020 г. - Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 39-ФЗ

2.3. Движение по автомобильным дорогам транспортных средств, указанных в пункте 2 части 1.1 настоящей статьи, осуществляется без специальных разрешений, указанных в части 1.1 настоящей статьи, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими перевозки специальных грузов.

3. Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

4. Формы бланков специальных разрешений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

5. Международные автомобильные перевозки опасных грузов, движение по автомобильным дорогам в международном сообщении тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 20 июля 2020 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. предыдущую редакцию

6. Для получения специального разрешения, указанного в части 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, требуется:

1) согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;

2) возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 30 января 2020 г. - Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 270-ФЗ

См. предыдущую редакцию

3) наличие уведомления о приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 20 июля 2020 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. предыдущую редакцию

7. Орган, осуществляющий выдачу специального разрешения, указанного в части 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, согласовывает маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а в случае превышения установленных Правительством Российской Федерации допустимых габаритов более чем на два процента и с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случаях, если для движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений, инженерных коммуникаций в пределах согласованного маршрута, проводится согласование с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Допускается установление постоянных маршрутов тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов. Взимание платы за согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, не допускается.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 20 июля 2020 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. предыдущую редакцию

8. Информационное взаимодействие органа, выдающего специальное разрешение, указанное в части 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, с владельцами автомобильных дорог (за исключением владельцев частных автомобильных дорог), по которым проходит маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется в соответствии с требованиями к межведомственному информационному взаимодействию, установленными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Информация об изменениях:

Часть 9 изменена с 17 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. будущую редакцию

Часть 9 изменена с 20 июля 2020 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. предыдущую редакцию

9. Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, включая порядок согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) и порядок установления постоянных маршрутов (в том числе маршрутов, движение по которым осуществляется в соответствии со специальным разрешением, выданным в упрощенном порядке в соответствии с частью 17 настоящей статьи) указанных в настоящей части транспортных средств, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информация об изменениях:

Статья 31 дополнена частью 9.1 с 17 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. будущую редакцию

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ часть 10 не применяется с 1 января 2023 г.

Часть 10 изменена с 21 июля 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. будущую редакцию

Часть 10 изменена с 20 июля 2020 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. предыдущую редакцию

10. Выдача специального разрешения, указанного в части 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, осуществляется:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ пункт 1 признан утратившим силу с 21 июля 2021 г.

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;

ГАРАНТ:

См. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденный приказом Минтранса России от 23 ноября 2016 г. N 358

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в отношении движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации;

ГАРАНТ:

См. Административный регламент Росавтодора предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов РФ или в международном сообщении, утвержденный приказом Минтранса России от 28 марта 2013 г. N 107

3) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут указанного транспортного средства проходит в границах этого субъекта Российской Федерации и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог;

4) органом местного самоуправления муниципального района самостоятельно либо через уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения муниципального района, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более поселений в границах муниципального района, и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в пункт 5 части 10 статьи 31 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5) органом местного самоуправления городского поселения самостоятельно либо через уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения городского поселения, при условии, что маршрут указанного транспортного средства проходит в границах этого городского поселения и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ часть 10 статьи 31 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1

5.1) органом местного самоуправления сельского поселения самостоятельно либо через уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения сельского поселения, при условии, что маршрут данного транспортного средства проходит в границах населенных пунктов сельского поселения и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог, и в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении таких автомобильных дорог, а в случае отсутствия этого закрепления - органом местного самоуправления муниципального района;

6) органом местного самоуправления городского округа самостоятельно либо через уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения городского округа и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог;

7) собственником автомобильной дороги в случае, если маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходит по частной автомобильной дороге.

Информация об изменениях:

Статья 31 дополнена частями 10.1 и 10.2 с 21 июля 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. будущую редакцию

Информация об изменениях:

Часть 11 изменена с 21 июля 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. будущую редакцию

Часть 11 изменена с 20 июля 2020 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. предыдущую редакцию

11. В случаях, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 10 настоящей статьи, за выдачу специального разрешения, указанного в части 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

12. Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

13. Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:

1) Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;

3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения;

4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге.

14. В случае, если для движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства требуется оценка технического состояния автомобильных дорог, их укрепление или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, лицо, в интересах которого осуществляются перевозки указанным транспортным средством, возмещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим такую оценку и принимающим такие меры, расходы на осуществление такой оценки и принятие таких мер до получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи.

15. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении.

Информация об изменениях:

Часть 16 изменена с 17 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. будущую редакцию

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 257-ФЗ часть 16 статьи 31 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

16. При осуществлении весового и габаритного контроля транспортного средства:

1) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, вправе останавливать транспортное средство в пунктах весового и габаритного контроля;

2) владелец автомобильной дороги, а в отношении автомобильной дороги, переданной в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", - Государственная компания "Российские автомобильные дороги":

а) принимает решение об установке и использовании на автомобильной дороге работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортного средства;

б) передает информацию о выявленных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, правонарушениях при осуществлении весового и габаритного контроля транспортного средства в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

в) финансирует расходы, связанные с обработкой и рассылкой постановлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об административных правонарушениях, выявленных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, при осуществлении весового и габаритного контроля транспортного средства.

Информация об изменениях:

Статья 31 дополнена частями 16.1 - 16.5 с 17 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. будущую редакцию

Информация об изменениях:

Часть 17 изменена с 1 января 2023 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. будущую редакцию

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 31 настоящего Федерального закона дополнена частью 17, вступающей в силу с 1 января 2018 г.

17. В случае, если нагрузка на ось тяжеловесного транспортного средства превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства более чем на два процента, но не более чем на десять процентов, специальное разрешение на движение такого транспортного средства по установленному постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, собственник частной автомобильной дороги, осуществляющие выдачу указанного специального разрешения в упрощенном порядке, доводят до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 31 настоящего Федерального закона дополнена частью 18, вступающей в силу с 1 января 2018 г.

18. Основанием для установления постоянного маршрута, указанного в части 17 настоящей статьи, являются выданные в течение предыдущих двенадцати месяцев специальные разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств с превышением допустимых нагрузок на ось на десять процентов и более.

Информация об изменениях:

Часть 19 изменена с 1 января 2023 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. будущую редакцию

Часть 19 изменена с 21 июля 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 239-ФЗ

См. будущую редакцию

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 31 настоящего Федерального закона дополнена частью 19, вступающей в силу с 1 января 2018 г.

19. Перечни постоянных маршрутов, установленных органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, указанными в части 10 настоящей статьи, размещаются на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 31 настоящего Федерального закона дополнена частью 20, вступающей в силу с 1 января 2018 г.

20. Специальное разрешение должно быть выдано в срок не более одного дня со дня подтверждения внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством.