Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 11 декабря 2007 г. N 03-02-07/1-477
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 04.10.2007 N 04/1007 по вопросам о порядке представления в налоговые органы налоговых деклараций, об уплате налогов при реорганизации организации в форме присоединения, о проведении зачета ранее уплаченных сумм налогов и о правомерности начисления налоговым органом пени реорганизованной организации, в случае уплаты налогов по месту учета реорганизуемой организации и с учетом имеющейся в письме информации сообщается следующее.
Обязанность по уплате налогов реорганизуемого юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном статьей 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с пунктом 9 указанной статьи Кодекса при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
Согласно пункту 2 статьи 50 Кодекса правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговые декларации представляются в налоговые органы в порядке, установленном статьей 80 Кодекса и главами части второй Кодекса о конкретных налогах.
Согласно пункту 3 статьи 55 Кодекса в случае, если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения реорганизации. Правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 указанной статьи, не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (пункт 4 статьи 55 Кодекса).
Таким образом, налоговые декларации по налогам реорганизованной организации за последний налоговый период должны быть представлены его организацией-правоприемником в налоговый орган по месту учета организации-правоприемника, если указанные налоговые декларации не будут представлены реорганизуемой организацией до завершения ее реорганизации.#
Кодексом не установлены специальные сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций и сроки уплаты налогов за последний налоговый период при реорганизации организации.
Вместе с тем Кодексом предусмотрено, что налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (пункт 1 статьи 45 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 50 Кодекса реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
Учитывая изложенное, полагаем, что налоговые декларации (расчеты) по налогам реорганизованной организации должны быть представлены в налоговый орган, а налоги уплачены за последний налоговый период не позднее установленных частью второй Кодекса сроков представления расчетов (налоговых деклараций) и уплаты налогов за отчетный (налоговый период), в котором будет завершена реорганизация.
В соответствии с пунктом 10 статьи 50 Кодекса сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
Порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных налогов установлен статьей 78 Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2007 N 137-ФЗ со дня вступления в силу указанного Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных налогов подлежат зачету за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ
Таким образом, в 2007 году зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения производится по тому бюджету, в который зачислена сумма излишне уплаченного налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
В случае, предусмотренном указанным пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфином России даны разъяснения по вопросам о порядке представления в налоговые органы налоговых деклараций, об уплате налогов при реорганизации организации в форме присоединения, о проведении зачета ранее уплаченных сумм налогов и о правомерности начисления налоговым органом пени реорганизованной организации, в случае уплаты налогов по месту учета реорганизуемой организации.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Налоговые декларации по налогам реорганизованной организации за последний налоговый период должны быть представлены его организацией-правоприемником в налоговый орган по месту учета организации-правоприемника, если указанные налоговые декларации не будут представлены реорганизуемой организацией до завершения ее реорганизации.
Сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации. До 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных налогов подлежат зачету за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 декабря 2007 г. N 03-02-07/1-477
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 8 января 2008 г. N 1