Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 21 апреля 2008 г. N 03-05-05-01/23
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 апреля 2008 г. N 03-05-05-01/29
См. комментарий к настоящему письму
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел ваше письмо от 17.12.2007 г. N 41-6715 и сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
При решении вопроса о порядке учета у коммерческой организации (собственника) имущества, переданного в оперативное управление созданному данной организацией учреждению, необходимо руководствоваться Концепцией развития бухгалтерского учета в рыночной экономике, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997 (далее - Концепция).
Исходя из Концепции имущество, переданное в оперативное управление, признается в качестве актива, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности.
При принятии имущества к бухгалтерскому учету в качестве активов определенного вида следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. В том случае, когда возникающий при передаче имущества в оперативное управление актив отвечает условиям применительно к Положению по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" (ПБУ 19/02), утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 N 126н, коммерческая организация отражает этот актив по дебету счета 58 "Финансовые вложения" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов учета имущества. Если актив, возникающий при передаче имущества в оперативное управление, не отвечает условиям применительно к ПБУ 19/02, то стоимость такого имущества списывается со счетов учета имущества в дебет счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" по соответствующему субсчету.
В случае, когда имущество, переданное в оперативное управление, не может быть признано организацией активом в соответствии с Концепцией, стоимость такого имущества отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов учета имущества.
В любом случае имущество переданное в оперативное управление, подлежит учету на забалансовых счетах организации и не является объектом налогообложения налогом на имущество организаций.
Информация об операциях по передаче имущества в оперативное управление должна раскрываться в бухгалтерской отчетности организации в случае ее существенности.
При принятии учреждением имущества к бухгалтерскому учету в качестве активов определенного вида следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. При этом стоимость закрепленного имущества, включая средства, выделенные собственником на приобретение такого имущества, отражается по кредиту счета 80, который для этих целей именуется "Фонд закрепленного имущества", в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов учета имущества.
Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется Приказами Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" и от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".
Таким образом, движимое и недвижимое имущество, переданное учреждению в оперативное управление, признается у него объектом налогообложения для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций с момента принятия его к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
2. Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Каких-либо особенностей в отношении порядка налогообложения операций осуществляемых с имуществом, переданным в оперативное управление, положениями главы 25 Кодекса не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Пунктом 1 статьи 257 Кодекса установлено, что под основными средствами в целях главы 25 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
Таким образом, организация вправе учесть начисленную амортизацию в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии, что она является собственником основных средств и использует их для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
Если организация передает основные средства в оперативное управление и не использует их для своей производственной деятельности, она не вправе начислять амортизацию по таким основным средствам, несмотря на то, что право собственности на эти объекты сохраняется.
Учреждения также не вправе начислять амортизацию по объектам основных средств, которые закреплены за ними на праве оперативного управления, вне зависимости от того, используются ли данные основные средства для предпринимательской деятельности. При этом, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (пункт 2 статьи 298 ГК РФ).
В этой связи, по нашему мнению, учреждение вправе начислять амортизацию по объектам основных средств, которые приобретены им за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, осуществленной в соответствии с учредительными документами.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем-письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен порядок учета и налогообложения имущества, переданного коммерческой организацией (собственником) в оперативное управление созданному учреждению.
В указанном случае имущество, переданное в оперативное управление, признается у собственника в качестве актива, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности. При этом если актив соответствует общим условиям, предъявляемым к финансовым вложениям (исходя ПБУ 19/02), актив отражается по дебету счета 58 "Финансовые вложения" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов учета имущества. Если данный актив не отвечает указанным условиям, то стоимость такого имущества списывается со счетов учета имущества в дебет счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" по соответствующему субсчету. Если указанное передаваемое в имущество не может быть признано активом, то его стоимость отражается по дебету счета "Прочие доходы и расходы". В любом случае данное имущество подлежит учету на забалансовых счетах организации и не облагается налогом на имущество организаций.
У учреждения, напротив, движимое и недвижимое имущество, переданное в оперативное управление, облагается налогом на имущество организаций с момента принятия его к бухучету в качестве основных средств.
НК РФ не предусматривает особенностей в отношении порядка налогообложения налогом на прибыль операций осуществляемых с имуществом, переданным в оперативное управление. В отношении переданных в оперативное управление основных средств организация (собственник) не вправе начислять амортизацию. Учреждение также не вправе начислять амортизацию по объектам основных средств, которые закреплены за ними на праве оперативного управления, вне зависимости от того, используются ли данные основные средства для предпринимательской деятельности. Начисление амортизации учреждением возможно по объектам основных средств, которые приобретены им за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, если право ее ведения предоставлено учреждению в соответствии с учредительными документами.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 апреля 2008 г. N 03-05-05-01/23
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 20 мая 2008 г. N 10