Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 14 декабря 2007 г. N 03-03-06/1/854
Вопрос: ЗАО (далее по тексту - компания) является одним из крупнейших российских импортеров лекарственных средств. При этом основная деятельность компании состоит из импорта лекарственных средств и их дальнейшей реализации на российском рынке. Реализация импортированных лекарственных средств на территории РФ осуществляется по договорам поставки независимым российским дистрибьюторам.
В процессе хозяйственной деятельности компания помимо прочих несет следующие виды расходов:
1) расходы, связанные с передачей образцов лекарственных средств в клиники, больницы и другие лечебные учреждения с целью привлечения внимания, формирования и поддержания интереса потенциальных потребителей к данным лекарственным средствам и продвижения их на рынке;
Мы полагаем, что для целей налогообложения расходы компании на приобретение подлежащих бесплатной раздаче образцов медицинских препаратов являются расходами на рекламу.
2) расходы, связанные с возвратом лекарственных препаратов от дистрибьюторов и последующим уничтожением возвращенной продукции, в том числе расходы на уничтожение лекарственных средств, убытки в размере стоимости лекарственных средств и сумм, выплаченных дистрибьюторам компенсаций.
Просим разъяснить, может ли компания учитывать эти затраты в составе расходов для целей налога на прибыль?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке учета расходов на передачу лекарственных средств, а также на возврат и уничтожение препаратов и сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом статьей 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи.
Согласно статье 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, установлены статьей 24 Закона N 38-ФЗ.
Передача образцов лекарственных средств в лечебные заведения с целью привлечения внимания к данным лекарственным средствам и продвижения их на рынке не является рекламой, в значении этого понятия, используемом в Законе N 38-ФЗ. В связи с этим расходы по такой передаче образцов лекарственных средств в лечебные заведения не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса.
В соответствии с пунктом 16 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей.
Учитывая изложенное, оснований для учета расходов по безвозмездной передаче образцов лекарственных средств в лечебные заведения для целей налогообложения прибыли, по мнению Департамента, не имеется.
2. По вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов на возврат и уничтожение препаратов.
Расходы, связанные с возвратом лекарственных препаратов от дистрибьюторов по причине их несоответствия установленным требованиям, и последующим уничтожением возвращенной продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии их экономической обоснованности и надлежащем документальном подтверждении.
При оценке налогоплательщиком экономической обоснованности произведенных расходов необходимо также учитывать, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с НК РФ при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут учитываться расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг).
В то же время, исходя из положений ФЗ "О рекламе", передача образцов лекарственных средств в лечебные заведения с целью привлечения внимания к данным лекарственным средствам и продвижения их на рынке не является рекламой. В связи с этим расходы по такой передаче образцов лекарственных средств в лечебные заведения не могут быть, по мнению Минфина России, учтены для целей налогообложения прибыли как расходы на рекламу. Кроме того, данные расходы по безвозмездной передаче образцов не могут быть учтены при налогообложении прибыли в силу того, что в соответствии с НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей.
Расходы, связанные с возвратом лекарственных препаратов от дистрибьюторов по причине их несоответствия установленным требованиям, и последующим уничтожением возвращенной продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии их экономической обоснованности и надлежащем документальном подтверждении.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 декабря 2007 г. N 03-03-06/1/854
Текст письма официально опубликован не был