Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 20 марта 2008 г. N 1500-Т3
Федеральная служба по труду и занятости рассмотрела Ваше обращение (от 26.12. 2007 г. N 05-1-01/537) по вопросам, связанным с проведением государственной экспертизы условий труда и установлением работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
В соответствии с абзацем 3 части 6 статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) профсоюзным инспекторам труда и уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов предоставлено право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.
В настоящее время порядок проведения такой экспертизы, формы документов, оформляемых по итогам ее проведения, устанавливаются локальными актами соответствующих профессиональных союзов. В этой связи представляется, что рекомендации указанных независимых экспертиз, в первую очередь, в части размеров повышения оплаты труда и компенсаций работникам определенных профессий и должностей, занятым в опасных и (или) вредных условиях труда, могут использоваться работодателями для принятия решений по этим вопросам.
В то же время, если в подписанном и действующем коллективном договоре (соглашении) содержится положение об обязательности исполнения требований профсоюзных инспекторов труда, то в соответствии с требованиями абзаца 1 части 2 статьи 22 Кодекса такие рекомендации приобретают для работодателя обязательный характер.
При этом следует отметить, что выполнение рекомендаций независимой экспертизы не освобождает работодателя от обязанности обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, установленной абзацем 10 части 2 статьи 212 Кодекса, в том числе в целях установления соответствующих компенсаций работникам, занятых в опасных и (или) вредных условиях труда, а также не лишает его права на обращение в соответствующие органы и организации для проведения государственной экспертизы условий труда.
Если по результатам проведения аттестации будет установлено, что на конкретном рабочем месте условия труда соответствуют нормативным требованиям по охране труда, то в соответствии с частью 4 статьи 219 Кодекса для таких работников компенсации не устанавливаются.
В соответствии со статьей 216.1 Кодекса государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Рострудом), а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом на основании пункта 2 Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 г. N 244, указанной экспертизе (проводимой, в том числе, по запросам работодателей) подлежат документация и материалы по условиям и охране труда. Представляется, что в состав указанной документации и материалов могут входить и изучаться при проведении экспертизы также документы, характеризующие санитарно-гигиеническое состояние рабочих мест.
Информируем также, что в настоящее время Правительством Российской Федерации не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления и размеры предоставляемых работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
|
А.В. Селиванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда и установления работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ профсоюзным инспекторам труда и уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов предоставлено право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников. Рекомендации указанных независимых экспертиз, в том числе в части размеров повышения оплаты труда и компенсаций работникам определенных профессий и должностей, занятым в опасных и (или) вредных условиях труда, могут использоваться работодателями для принятия решений по этим вопросам. Вместе с тем, если в действующем коллективном договоре (соглашении) содержится положение об обязательности исполнения требований профсоюзных инспекторов труда, то такие рекомендации приобретают для работодателя обязательный характер.
Следует иметь в виду, что выполнение рекомендаций независимой экспертизы не освобождает работодателя от обязанности обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе в целях установления соответствующих компенсаций работникам, занятых в опасных и (или) вредных условиях труда, а также не лишает его права на обращение в соответствующие органы и организации для проведения государственной экспертизы условий труда. Если по результатам проведения аттестации будет установлено, что на конкретном рабочем месте условия труда соответствуют нормативным требованиям по охране труда, то для таких работников компенсации не устанавливаются.
Государственная экспертиза условий труда проводится Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ. Экспертизе подлежат документация и материалы по условиям и охране труда. По мнению Роструда, в рамках государственной экспертизы могут изучаться и документы, характеризующие санитарно-гигиеническое состояние рабочих мест.
Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 20 марта 2008 г. N 1500-Т3
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", июль 2008 г., N 27, в журнале "Библиотека инженера по охране труда", 2008 г., N 9