Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 31 июля 2008 г. N 03-11-04/2/117
Вопрос: Наша организация осуществляет расчеты в валюте по ввозимым товарам в соответствии с таможенным режимом импорта. Переводы из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов за импортный товар являются объектом валютного контроля. Функции агентов валютного контроля возложены на уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ. За выполнение этих функций банки имеют право снимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату. Размер платы закреплен в договоре между обслуживающим нас банком и нами.
Оплата уполномоченному банку за осуществление функции агента валютного контроля для нашей организации является необходимым условием для проведения импортной сделки, т.е. расходом, непосредственно связанным с оплатой стоимости приобретаемых товаров и их дальнейшей реализацией.
Как правильно учесть данный вид расхода - единовременно, в момент снятия банком денег с расчетного счета, или пропорционально реализованному товару, после отгрузки? Как в данном случае включается в расходы НДС по данной операции?
Наше предприятие применяет УСНО, объект налогообложения - "Доходы минус расходы".
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса. Причем перечень вышеназванных расходов является исчерпывающим.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики вправе учесть при определении налоговой базы расходы в виде процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса.
При этом полагаем необходимым отметить, что на основании статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы являются агентами валютного контроля.
Как указал Центральный банк Российской Федерации уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. Ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено.
На основании вышеизложенного, а также с учетом статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации уполномоченные банки вправе самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля (информационное письмо Центрального банка Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 31).
Таким образом, расходы налогоплательщика в виде платы уполномоченному банку за осуществление данным банком функций агента валютного контроля в целях проведения сделок по внешнеторговым контрактам учитываются в целях налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях главы 26.2 Кодекса оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.
Учитывая вышеизложенное, расходы организации на оплату услуг уполномоченного банка учитываются единовременно после их фактической оплаты.
Разъяснения по вопросу уплаты Вашей организацией налога на добавленную стоимость, а также учета в целях налогообложения уплаченных сумм данного налога будут Вам направлены дополнительно.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уполномоченные банки, подотчетные ЦБР, вправе взимать плату за выполнение функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. Размер и порядок взимания этой платы может определяться банками самостоятельно.
Разъяснено, что в целях применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщик может учесть расходы в виде указанной платы. Причем такие расходы учитываются единовременно после их фактической оплаты.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 июля 2008 г. N 03-11-04/2/117
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 19 августа 2008 г. N 30