Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 декабря 2008 г. N 03-04-06-01/387
Вопрос: ООО просит дать разъяснение по следующему вопросу:
Банк заключает договор с нашей организацией на выпуск и обслуживание "Зарплатных" карт для ее работников, на которые перечисляются зарплата и другие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством РФ. "Зарплатная" карта предназначена для получения заработной платы, гонораров, стипендий и других доходов, а также для получения наличных денежных средств в подразделениях Сбербанка России, осуществляющих операции с картами, и оплаты товаров, работ, услуг. Карта является собственностью банка и выдается держателю во временное пользование на срок, установленный банком.
За оказываемые услуги банком с организации взимается комиссия за выпуск и годовое обслуживание карт.
Возникает ли у работников организации (держателей карт) доход, подлежащий налогообложению:
- НДФЛ;
- взносами обязательного пенсионного страхования, учитывая, что предприятие применяет УСН (объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО от 14.11.2008 N 297 по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм комиссии банка за выпуск и годовое обслуживание банковских карт, оплаченных организацией, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Как указывается в рассматриваемом письме, организация заключила договор с банком на выпуск и обслуживание пластиковых карт, открытых на имя сотрудников, на которые перечисляется заработная плата и другие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации. Организацией банку выплачивается комиссия за выпуск и годовое обслуживание карт.
1. Налог на доходы физических лиц.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.
Следовательно, работодатель должен обеспечить своевременное получение работниками заработной платы через кассу организации или любым иным образом (включая перечисление сумм заработной платы на карточные счета работников в банках) в соответствии с коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.
Исходя из изложенного, суммы комиссии, уплаченные организацией за выпуск пластиковых карточек, выдаваемых работникам для получения заработной платы и других выплат, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации, и годовое обслуживание карточных счетов, не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) сотрудников и, соответственно, являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.
2. Единый социальный налог.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 346.11 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Кодекса.
Статьей 236 Кодекса установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника.
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам налогоплательщика для целей налогообложения прибыли относятся расходы на оплату услуг банков, если такие расходы связаны с производством и (или) реализацией. В остальных случаях согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 265 Кодекса расходы на услуги банков относятся к внереализационным расходам.
Таким образом, расходы в виде комиссии, взимаемой кредитной организацией - банком с клиента (организации) за обработку платежных документов по зачислению денежных средств на счета сотрудников, являются формой организации расчетов с работником и не могут рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника, и будут считаться обычными производственными расходами организации и, следовательно, данные расходы не являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование согласно статьям 236 и 237 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу налогообложения суммы комиссии, уплаченной работодателем банку за выпуск и обслуживание "зарплатных" карт работников.
По мнению Минфина, данные суммы не являются выплатами в пользу работника, а связаны с исполнением работодателем обязанности по своевременной выдаче зарплаты работнику. В связи с этим эти суммы не облагаются ни НДФЛ, ни ЕСН. Кроме того, на них не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 декабря 2008 г. N 03-04-06-01/387
Текст письма официально опубликован не был