Приказ Генеральной прокуратуры РФ и Минфина РФ от 20 января 2009 г. N 12/3н "О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов Российской Федерации при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования"

Приказ Генеральной прокуратуры РФ и Минфина РФ от 20 января 2009 г. N 12/3н
"О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов Российской Федерации при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования"


В последние годы все большее число граждан обращаются в суды с заявлениями о возмещении материального и морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования. Растет количество удовлетворенных судами исков и заявлений данной категории.

В силу требований ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного уголовного преследования, взыскивается за счет средств казны Российской Федерации. В случаях рассмотрения исковых заявлений граждан о возмещении ущерба в порядке гражданского судопроизводства от имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации, которое привлекается к участию в делах в качестве ответчика, а органы прокуратуры - в качестве третьего лица.

В практике рассмотрения заявлений о возмещении вреда имеет место различная трактовка действующего процессуального законодательства. В ряде регионов органы прокуратуры к участию в деле не привлекаются.

В целях единообразия применения процессуального законодательства и упорядочения организации работы, связанной с рассмотрением исков о возмещении за счет средств казны Российской Федерации вреда, причиненного гражданину в результате незаконного уголовного преследования, приказываем:

1. Начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией:

при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, незамедлительно назначать прокурора для участия в судебном разбирательстве;

в целях обеспечения тщательного изучения материалов дел и подготовки обоснованной позиции организовать участие в рассмотрении данных дел представителей тех подразделений органов прокуратуры, должностными лицами которых принимались соответствующие решения;

в случаях привлечения к участию в деле Генеральной прокуратуры Российской Федерации своевременно оформлять и направлять в подчиненные прокуратуры доверенность на участие в деле от имени Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

иметь в виду, что право на компенсацию данного вида вреда предусмотрено Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенцией против пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации, УПК РФ, ГК РФ;

при рассмотрении дел руководствоваться требованиями гл. 18 УПК РФ, ст. 151, 1070, 1099-1101 ГК РФ, Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1981, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениями Пленума и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, касающимися вопросов возмещения вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования; учитывать судебную практику;

активно участвовать в исследовании доказательств, использовать полномочия, предусмотренные процессуальным законодательством, давать пояснения по вопросам, возникающим во время судебного разбирательства и по существу дела в целом. При подготовке к судебному разбирательству проверять, вступили ли соответствующие судебные решения (приговор, определение либо постановление суда) в законную силу, а также выяснять, не отменены ли в установленном законом порядке постановления органа дознания, дознавателя, следователя либо прокурора;

при рассмотрении судами дел данной категории учитывать, что причиненный в результате уголовного преследования вред возмещается государством за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1070 ГК РФ). Принимать во внимание, что от имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации, которое привлекается к участию в делах в качестве ответчика, а органы прокуратуры привлекаются к участию в делах в качестве третьего лица и материальную ответственность не несут;

при рассмотрении судом данных дел учитывать положения ч. 1 ст. 133 УПК РФ, в соответствии с которыми право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Иметь в виду, что вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также то, что лицо не имеет право на реабилитацию в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 133 УПК РФ;

принимать меры к своевременному обжалованию незаконных судебных постановлений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке;

систематически анализировать практику рассмотрения судами дел данной категории. Результаты анализа использовать для совершенствования прокурорского надзора, оказания консультативной и методической помощи прокурорским работникам, участвующим в судебных разбирательствах по делам данной категории, организации работы с кадрами и профессиональной учебы;

в каждом случае вынесения судами или органами предварительного следствия и дознания процессуального решения, влекущего признание права на реабилитацию, проводить соответствующую проверку (служебное расследование), по результатам которой ставить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности. Иметь в виду, что участвующему в судебном разбирательстве прокурору следует знакомиться с материалами проверок и, при необходимости, учитывать их результаты при формировании позиции по заявленным требованиям о возмещении вреда;

информировать Министерство финансов Российской Федерации о вступлении в законную силу приговора суда в отношении должностного лица, виновного в причинении вреда в связи с незаконным уголовным преследованием, для реализации права регресса к этому должностному лицу (ч. 3 ст. 1081 ГК РФ).

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при вынесении судебными органами актов о возмещении за счет казны Российской Федерации вреда, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, а также о возмещении иного ущерба, причиненного органами прокуратуры, незамедлительно направлять информацию в Генеральную прокуратуру Российской Федерации:

в Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами - при рассмотрении судом вопросов, связанных с возмещением вреда реабилитированному, восстановлением его трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав в соответствии с ч. 5 ст. 135 и ч. 1 ст. 138 УПК РФ;

в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе - при рассмотрении судом вопроса о возмещении вреда в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства;

в Главную военную прокуратуру - при рассмотрении судами исков (заявлений) данной категории с участием военных прокуроров.

Об обжаловании таких судебных актов, а также их вступлении в законную силу дополнительно сообщать в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Определить порядок, обеспечивающий своевременное поступление требуемой информации от нижестоящих прокуратур для дальнейшего сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, учет и анализ таких дел.

3. Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры:

обеспечить учет и анализ информации, поступающей из прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;

в необходимых случаях принимать решение об обжаловании судебного акта;

ежегодно анализировать практику предъявления и рассмотрения судебными органами заявлений данной категории и участия прокуроров в рассмотрении судами дел, а также практику внесения апелляционных, кассационных и надзорных обращений. Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров.

4. Главному управлению по надзору за следствием, Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, управлению по надзору за расследованием особо важных дел, соответствующим структурным подразделениям Главной военной прокуратуры систематически анализировать причины незаконного привлечения к уголовной ответственности, а также действий (бездействия) органов прокуратуры или их должностных лиц, которые послужили основанием для обращения в суд с исками о возмещении вреда.

5. Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации разработать и издать соответствующий приказ, определяющий порядок участия в делах о возмещении ущерба, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, представителей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в случаях, когда право на реабилитацию возникло на основании решения, принятого на стадии предварительного расследования.

6. Министерству финансов Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией:

при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, обеспечивать участие представителя в судебном разбирательстве;

заявлять ходатайство перед судом о привлечении органов прокуратуры к участию в деле о возмещении ущерба в качестве третьего лица;

при рассмотрении судом дел руководствоваться требованиями гл. 18 УПК РФ, ст. 151, 1070, 1099-1101 ГК РФ, Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1981, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениями Пленума и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, касающимися вопросов возмещения вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования; учитывать судебную практику;

активно участвовать в исследовании доказательств, использовать полномочия, предусмотренные процессуальным законодательством;

совместно с органами прокуратуры представлять интересы Российской Федерации в судебном разбирательстве по делам данной категории;

принимать меры к своевременному обжалованию незаконных судебных постановлений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

7. Признать утратившим силу распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации от 25.12.2007 N 210/20р "Об организации работы, связанной с рассмотрением исков к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов прокуратуры или их должностных лиц".

8. Контроль за исполнением требований приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности и на директора Правового департамента Министерства финансов Российской Федерации.

Приказ направить начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников, Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации а также в Министерство финансов Российской Федерации.


Генеральный прокурор
Российской Федерации

Ю.Я. Чайка


Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министр финансов Российской Федерации

А.Л. Кудрин


Регламентирован порядок взаимодействия органов прокуратуры и Минфина России при обращении граждан в суд с исками о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного уголовного преследования, взыскивается за счет средств казны РФ. При судебном рассмотрении исков Минфин России привлекается в качестве ответчика, органы прокуратуры - в качестве третьего лица.

Органам прокуратуры поручено незамедлительно назначать прокуроров для участия в таких судебных разбирательствах. При этом целесообразно привлекать к участию в рассмотрении данных дел представителей тех подразделений органов прокуратуры, должностными лицами которых принимались соответствующие решения.

Следует иметь в виду, что вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

В случае признания права на реабилитацию должно быть проведено служебное расследование в целях привлечения виновных должностных лиц к ответственности. О вступлении в законную силу приговора суда в отношении должностного лица, виновного в незаконном уголовном преследовании, необходимо проинформировать Минфин России для реализации права регресса к этому лицу.

Распоряжение Генерального прокурора РФ от 25.12.2007 N 210/20р по вопросу рассмотрения исков о возмещении вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, признано утратившим силу.


Приказ Генеральной прокуратуры РФ и Минфина РФ от 20 января 2009 г. N 12/3н "О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов Российской Федерации при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования"


Текст приказа опубликован в журнале "Законность", 2009 г., N 4


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.