Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 апреля 2009 г. N 03-05-05-02/19 Об уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных организации на праве постоянного (бессрочного) пользования

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 20 апреля 2009 г. N 03-05-05-02/19

 

Вопрос: 1. В 2004 году ООО зарегистрировало право собственности на объекты недвижимого имущества, полученные в качестве взноса в уставный капитал. Земля под указанными объектами принадлежит учредителю ОАО на праве постоянного бессрочного пользования.

С 2005 года ООО находилось в стадии переговоров с Москомземом по поводу заключения долгосрочного договора аренды земельного участка. К началу 2007 года все необходимые документы и заключения собраны и представлены в Москомзем. Однако до настоящего времени по не зависящим от нас причинам договор не заключен.

Начиная с 2005 г. мы уплачиваем земельный налог за землю под вышеуказанными объектами.

В связи с письмом Департамента налоговой таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 ноября 2008 г. N 03-05-05-02/87 следует ли нам считать, что обязанность по уплате земельного налога за земли под вышеуказанными объектами лежит на ОАО, до момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком?

2. Следует ли ООО подать уточненные декларации по земельному налогу за 2005, 2006, 2007, 2008 года с целью уменьшения земельного налога на сумму, исчисленную из площадей, правообладателем которых является наш учредитель на праве постоянного бессрочного пользования?

 

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено ваше письмо от 27 марта 2009 г. N 05 о порядке уплаты земельного налога и сообщается, что согласно пункту 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 23 марта 2005 г. N 45н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения заявителей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. При этом необходимо учитывать следующее.

В соответствии со статьей 388 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками земельного налога не признаются организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.

Учитывая положения статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, обязанность по уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных организации на праве, постоянного (бессрочного) пользования после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", возникает и прекращается с даты государственной регистрации соответственно возникновения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Если право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком было предоставлено организации до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", оно признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации.

В этом случае налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ).

Таким образом, возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных организации до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ, связано с наличием документов, подтверждающих соответственно возникновение, изменение или прекращение права постоянного (бессрочного) пользования.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разъяснен порядок уплаты земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на земельные участки подлежат государственной регистрации.

Правоустанавливающий документ на участок является основанием для взимания земельного налога.

Если право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком было предоставлено до вступления в силу Федерального закона, оно признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации.

В этом случае налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, которые имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Таким образом, возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате земельного налога в отношении участков, предоставленных организации до вступления в силу Федерального закона, связано с наличием документов, подтверждающих соответственно возникновение, изменение или прекращение права постоянного (бессрочного) пользования.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 апреля 2009 г. N 03-05-05-02/19


Текст письма официально опубликован не был