Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 27 июля 2009 г. N 03-03-06/4/63
Вопрос: Министерство финансов Республики Башкортостан просит сообщить следующее.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законами Республики Башкортостан от 28.12.2007 года N 511-з "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан" и от 21.11.2008 года N 51-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2009 год" Правительством Республики Башкортостан утверждена программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2009 год, предусматривающая выделение субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства республики.
Субсидирование субъектов малого предпринимательства предусмотрено как на начальной стадии становления бизнеса, так и для уже действующих организаций в виде возмещения части ранее понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями инфраструктуры затрат (по уплате процентной ставки по кредитным договорам, страховых взносов по договорам страхования, лизинговых платежей и других) по договорам, текущие обязательства по которым исполнены и оплачены в период с 1 января 2007 года до обращения ими за финансовой поддержкой, и затрат организаций инфраструктуры, связанных с реализацией проектов по вопросам поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан.
Просим вас разъяснить порядок налогообложения полученных в установленном порядке юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами-производителями товаров, работ (услуг) бюджетных средств, в зависимости от применяемой системы налогообложения (традиционная, упрощенная системы налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход).
Кроме того, отдельно, просим разъяснить порядок и сроки уплаты налога на доходы физических лиц при получении субсидии индивидуальным предпринимателем, без образования юридического лица.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев ваш запрос от 26.06.2009 N 04-03/1-382 о налогообложении субсидий, выделяемых субъектам малого и среднего предпринимательства, сообщает следующее.
При определении объекта налогообложения налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. Указанная норма распространяется на организационно-правовые формы юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета.
Перечень таких юридических лиц поименован в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в НК РФ и БК РФ.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По своему назначению указанные субсидии направлены на компенсацию части произведенных затрат или недополученных доходов, возникших в связи с деятельностью организации.
Следовательно, у организаций, получивших субсидии в соответствии со статьей 78 БК РФ, возникает экономическая выгода.
Таким образом, средства в виде субсидий, выделяемые организациям согласно статье 78 БК РФ на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.
По аналогичным основаниям у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, денежные средства в виде субсидий, выделяемые им согласно статье 78 БК РФ на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, признаются доходом в целях применения упрощенной системы налогообложения и подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Денежные средства в виде субсидий, выделяемые согласно статье 78 БК РФ на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, относятся к внереализационным доходам и, соответственно, не подпадают под вид деятельности, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход, в связи с чем подлежат налогообложению у организаций, переведенных по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности на уплату единого налога на вмененный доход, налогом на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, а у индивидуальных предпринимателей - в соответствии с главой 23 НК РФ.
В целях главы 23 НК РФ доходы индивидуальных предпринимателей в виде субсидий, выделяемых на возмещение ранее понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, подлежат налогообложению в порядке, установленном данной главой с применением налоговой ставки в размере 13 процентов.
Вместе с тем, суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам) на основании подпункта 35 статьи 217 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие определенным условиям.
Физические лица - производители товаров, работ (услуг) к субъектам малого и среднего предпринимательства не относятся.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 г. направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно Бюджетному кодексу РФ субсидии могут направляться на компенсацию части произведенных затрат и недополученных доходов, возникших в связи с деятельностью организации или ИП. Средства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
Разъяснен порядок учета указанных субсидий лицами, применяющими различные режимы налогообложения.
При налогообложении прибыли субсидии учитываются в составе внереализационных доходов.
По аналогичным основаниям субсидии облагаются налогом в рамках УСН.
У организаций и ИП, применяющих ЕНВД, субсидии облагаются налогом на прибыль и НДФЛ по ставке 13% соответственно.
В то же время суммы, получаемые за счет бюджетных средств на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам), не облагаются НДФЛ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 июля 2009 г. N 03-03-06/4/63
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 6 октября 2009 г. N 19