Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 15 марта 2010 г. N 03-05-05-02/13
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с ФНС России рассмотрел ваше письмо и с учетом материалов, представленных Управлением ФНС России по Республике Башкортостан, сообщает следующее.
Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) указанные права на земельные участки подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Таким образом, организация является налогоплательщиком земельного налога в отношении земельного участка, если на него зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик может получить при обращении в территориальный орган Росреестра, который представляет указанную информацию в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков".
Одновременно обращаем внимание, что к тем лицам, которые фактически пользуются земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, однако не являются налогоплательщиками земельного налога или арендаторами этих земельных участков, собственник такого земельного участка - соответствующее публично-правовое образование, реализуя принцип платности использования земли, вправе предъявить требование, основанное на правилах о неосновательном обогащении в соответствии с пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса.
В отношении вопроса исчисления налога на прибыль организаций необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса налогоплательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса). Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 Налогового кодекса, убытки), произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового кодекса.
Статья 270 Налогового кодекса не содержит положений, не позволяющих при налогообложении прибыли организаций учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, земельный налог.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 г. направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.B. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация признается плательщиком земельного налога, если, например, на участок в ЕГРП зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
Плательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости можно получить, обратившись в территориальный орган Росреестра.
К лицам, которые фактически пользуются земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, но не являются плательщиками налога или арендаторами участков, собственник - соответствующее публично-правовое образование вправе предъявить требование, основанное на правилах о неосновательном обогащении.
При налогообложении прибыли учитываются прочие расходы, связанные с производством и реализацией. К ним, в частности, относятся суммы налогов и сборов, за исключением отдельных случаев.
Положений, не позволяющих учесть в составе расходов земельный налог, НК РФ не содержит.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 марта 2010 г. N 03-05-05-02/13
Текст письма официально опубликован не был