Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 апреля 2010 г. N 03-03-06/4/42 О возможности предоставления льготы по налогу на прибыль организациям - жертвователям на благотворительные цели

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 16 апреля 2010 г. N 03-03-06/4/42

 

Вопрос: В современном обществе культура - важнейший фактор социально-экономического развития. Но как показывает мировая практика, культура не может существовать без поддержки со стороны бизнеса, без развития меценатства.

Исходя из понимания того, что в современных условиях культура нуждается в активной помощи меценатов, а развитие меценатства невозможно без грамотного партнерства государства и бизнеса, музей выступил с инициативой проведения съезда меценатов России.

Съезд меценатов призван обсудить следующие проблемы:

- создание правовой базы меценатства и расширение экономических стимулов для участия в меценатской деятельности - обсуждение Закона о меценатстве;

- обобщение опыта культурной политики ряда зарубежных стран (Франции, США, Германии, Италии), для которых характерна устойчивая тенденция к развитию меценатства и спонсорства в условиях разработанной системы государственной и гражданской мотивации меценатской деятельности.

Просим Вас поддержать инициативу музея и включить представителей Министерства финансов РФ в Рабочую группу по разработке Закона о меценатстве.

 

Ответ: Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено ваше обращение по вопросу предоставления льготы по налогу на прибыль организациям - жертвователям на благотворительные цели и сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

При этом согласно подпункту 34 статьи 270 Кодекса, в целях налогообложения не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком - жертвователем на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 Кодекса.

Следует отметить, что в соответствии с принципами признания расходов, предусмотренными пунктом 1 статьи 252 Кодекса, в целях налогообложения прибыли не учитываются не только расходы, производимые на указанные выше цели, но также и другие средства, расходование которых не связано с осуществлением направленной на получение дохода деятельности организации.

Рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, по нашему мнению, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод.

Кроме того, осуществляя благотворительную деятельность и производя дарения, решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время Минфином России завершается работа по разработке и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекта Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Указанным проектом, в частности, предусмотрены мероприятия по созданию стимулов для инвестиционной активности, а также поддержке инвестиций в модернизацию и инновационное развитие экономики в Российской Федерации в качестве основных целей налоговой политики в среднесрочной перспективе.

В связи с вышеизложенным, предложение об освобождении от налогообложения части прибыли, направляемой на цели дарения, в форме возмещения части налога на прибыль не поддерживается.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются расходы, которые не направлены на получение дохода.

Так, пожертвования на благотворительные цели направлены, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, по мнению Минфина, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот. Благотворительность сама по себе формирует позитивный имидж компаний-жертвователей, что в дальнейшем положительно сказывается на экономических показателях их деятельности.

В связи с этим Министерство не поддерживает инициативу освободить от налогообложения часть прибыли, направляемую на благотворительность.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 апреля 2010 г. N 03-03-06/4/42


Текст письма официально опубликован не был