Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 апреля 2010 г. N 03-11-06/2/61 Об определении налоговой базы плательщиком УСН, оказывающим транспортно-экспедиционные услуги

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 19 апреля 2010 г. N 03-11-06/2/61

 

Вопрос: ООО, применяя УСН (доходы минус расходы), заключает договоры о транспортно-экспедиционном обслуживании грузов, прибывших по импорту. ООО не является перевозчиком. Договоры заключаются на год и более. Сумма вознаграждения в договоре не указывается, так как в течение года бывает разной в зависимости от характера груза. Для выполнения обязательств по договору ООО оказывает как собственные услуги (проект ГТД, содействие при таможенном оформлении и др.), так и продает услуги сторонних организаций (хранение груза на СВХ, складская обработка, упаковка, доставка груза автомобильным транспортом и др.). Услуги сторонних организаций являются обязательными, так как груз по импорту/экспорту автоматически попадает на склады СВХ пограничного пункта пропуска.

По итогам выполнения работ (услуг) ООО составляет общий акт, включающий в себя как собственные услуги, так и проданные услуги сторонних организаций (хранение груза на СВХ, складская обработка, упаковка, доставка груза автомобильным транспортом и др.).

Что является доходами ООО и что - расходами?

По нашему мнению, в состав доходов включается вся сумма, полученная от покупателя, отраженная в акте выполненных работ (услуг). В состав расходов включаются все расходы, выполняемые сторонними организациями, т.к. являются расходами производственного характера согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса (хранение груза на СВХ, складская обработка, упаковка, доставка груза автомобильным транспортом и др.).

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 10.03.2010 по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются, в частности, доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Согласно пункту 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

В связи с этим, организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения и исполняющими обязанности экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции, не являющимися перевозчиками, при определении налоговой базы учитываются доходы в виде вознаграждения по договору, а также суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором за клиента, если эти затраты учтены экспедитором в составе расходов. При этом, если организация-экспедитор оказывает клиенту дополнительные услуги (хранение груза, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, доставку груза автомобильным транспортом и др.), плата за их выполнение также включается в состав доходов.

Одновременно с этим следует иметь в виду, что если согласно договору о транспортной экспедиции сумма вознаграждения включает в себя суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором за клиента, а также суммы оплаты дополнительных услуг, то при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у экспедитора будут учитываться все поступившие денежные средства от клиента по вышеуказанному договору.

Что касается расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, то их перечень приведен в статье 346.16 Кодекса.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса в вышеуказанном перечне расходов предусмотрены материальные расходы, которые согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса определяются в соответствии с порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций статьей 254 Кодекса.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 254 Кодекса к материальным расходам относятся расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности, перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).

Исходя из этого, расходы по оплате услуг сторонних организаций, в частности, за хранение груза, складскую обработку, упаковку, доставку груза (при заключении договора перевозки от собственного имени) в указанное клиентом место, учитываются организациями, оказывающими транспортно-экспедиционные услуги, при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Кроме того, обращаем внимание, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.

При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разъяснен порядок налогового учета для применяющих УСН транспортных экспедиторов, не являющихся перевозчиками.

Должны учитываться доходы в виде вознаграждения по договору транспортной экспедиции, а также суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором за клиента. При этом такие затраты должны быть включены экспедитором в состав расходов. Если он оказывает клиенту дополнительные услуги (хранение груза, погрузочно-разгрузочные работы, доставка груза автотранспортом и др.), плата за их выполнение также включается в состав доходов.

Кроме того, экспедитором учитываются расходы по оплате услуг сторонних организаций, в частности, за хранение груза, складскую обработку, упаковку, доставку груза (при заключении договора перевозки от собственного имени) в указанное клиентом место.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 апреля 2010 г. N 03-11-06/2/61


Текст письма официально опубликован не был