Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 мая 2010 г. N 03-02-07/1-228 О представлении налогоплательщиком истребуемых налоговым органом при проведении налоговой проверки документов и об ответственности за непредставление таких документов

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 11 мая 2010 г. N 03-02-07/1-228

 

Вопрос: ООО (в статусе малого предприятия) в Учетной политике предусмотрела следующие регистры бухгалтерского учета:

На основании ст. 10 Закона 129-ФЗ от 21.11.1996 г. в организации бухгалтерский учет ведется с использованием бухгалтерской компьютерной программы и используются следующие формы регистров бухгалтерского учета:

1. Журнал-ордер по каждому счету, используемому в учете с детализацией дата.

В основу построения журналов-ордеров положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам в учетной программе.

Организация ведет учет имущества, обязательств, хозяйственных и финансовых операций способом двойной записи.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственных и финансовых операций.

На основании первичных данных формируются в учетной программе бухгалтерские регистры - Журналы-ордера. Распечатываются журналы-ордера по требованию. Хранение их осуществляется в электронном виде.

2. Главная книга без учета субконто.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Главная книга распечатывается один раз в год.

3. Оборотно-сальдовая ведомость (далее - ОСВ) по организации в целом за квартал с детализацией по субсчетам. Оборотно-сальдовая ведомость формируется нарастающим итогом с начала года, т.е. применяются ОСВ за следующие периоды: за 1 квартал, за 1 полугодие, за 9 месяцев, за год. Распечатывается один раз в квартал.

4. ОСВ за квартал по следующим счетам:

01 - с расшифровкой по видам основных средств;

02 - с расшифровкой по видам основных средств;

60- с расшифровкой по контрагентам без учета субсчетов 60.1 и 60.2;

62 - с расшифровкой по контрагентам (без учета субсчетов 62.1 и 62.2);

70 - с расшифровкой по работникам;

71 - с расшифровкой по работникам.

Распечатываются по требованию. Хранятся в электронном виде. Другие регистры бухгалтерского учета организация не ведет.

При проведении выездной налоговой проверки ООО предоставила только те регистры бухгалтерского учета, которые предусмотрены учетной политикой и которые ведутся предприятием.

1. Является ли перечень бухгалтерских регистров, предусмотренных учетной политикой предприятия, достаточным, учитывая нормы действующего законодательства? Руководство фирмы считает утвержденный в учетной политике перечень бухгалтерских регистров - исчерпывающим для полноценного ведения бухгалтерского учета на предприятии.

2. В случае отказа предоставить при проведении выездной налоговой проверки иные регистры, не предусмотренные учетной политикой предприятия, и как следствие, не ведущиеся, - несем ли мы какую-либо ответственность?

 

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 02.04.2010 N 83 по вопросам о порядке представления документов, истребуемых налоговыми органами, и об ответственности за непредставление таких документов и сообщается следующее.

В соответствии с подпунктом 3 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик-организация обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет или освобождена от ведения бухгалтерского учета.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 и пункту 12 статьи 89 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, и иные необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 Кодекса.

Полагаем, что при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (пункт 12 статьи 89 Кодекса).

Истребуемые налоговым органом документы при проведении налоговой проверки представляются налогоплательщиком в установленный пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых налоговым органом при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса (пункт 4 статьи 93 Кодекса).

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

При проведении выездной проверки налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы.

Так, по мнению Минфина, инспекция может проверить регистры бухгалтерского и налогового учета. Они ведутся в установленном порядке на основании учетной политики.

За непредставление истребуемых документов налогоплательщик несет ответственность.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 мая 2010 г. N 03-02-07/1-228


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 15 июня 2010 г. N 23, в журнале "Документы и комментарии", июль 2010 г. N 14