Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 28 июля 2010 г. N 03-03-06/1/491
Вопрос: Наше предприятие оказывает услуги по организации железнодорожных перевозок грузов на основании транспортно-экспедиторских и агентских договоров. На балансе нашего предприятия имеются ж/д вагоны, которые мы предоставляем для перевозки грузов по определенному маршруту и за вознаграждение. Услуги по возврату порожних вагонов, осуществляющиеся по нашим заявкам другим экспедитором, являются для нашего предприятия расходами по основному виду деятельности. Экспедитор, оказывающий нам услуги по перевозке порожних вагонов, предоставляет нам акт оказанных услуг, счет-фактуру, копию счета-фактуры ОАО. Оригиналы ж/д накладных отсутствуют в связи с переходом на работу в автоматизированной системе, т.е. ж/д накладные оформляются в электронном виде с применением электронно-цифровой подписи. В связи с этим просим дать разъяснения: достаточно ли вышеперечисленных документов для принятия расходов в целях исчисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 07.04.2010 N тп-12/29 по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пунктам 1, 2 и 7 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 вышеуказанного федерального закона.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" установлено, что целью данного Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Действие вышеуказанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
Таким образом, накладная, оформленная в электронном виде и подписанная электронной цифровой подписью, может являться одним из документов, подтверждающих расходы, осуществленные налогоплательщиком.
Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Разъяснено, что в качестве подтверждающего документа в т. ч. может использоваться электронная накладная с ЭЦП.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 июля 2010 г. N 03-03-06/1/491
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 17 августа 2010 г. N 30, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 21 сентября 2010 г. N 18