Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 4 августа 2010 г. N 03-03-06/1/520
Вопрос: Между двумя юридическими лицами - резидентами РФ - заключен договор поставки товаров. В соответствии с договором Продавец продает, а Дистрибьютор покупает продукцию с целью ее дальнейшего продвижения, распространения и продажи (эффективной реализации) на условиях, предусмотренных договором.
Согласно договору периодически по письменному требованию представителя Продавца Дистрибьютор обязан организовывать рекламные, маркетинговые и иные мероприятия, способствующие увеличению сбыта Продукции, предварительно письменно согласовав с представителем Продавца смету затрат, которые Продавец имеет право компенсировать (полностью или частично) по согласованию с Дистрибьютором.
В рамках указанного договора Продавцом была передана рекламная продукция Дистрибьютору для организации рекламной акции-дегустации на территории, закрепленной за Дистрибьютором. Передача продукции производилась с оформлением накладных по форме ТОРГ-12 только в количественном измерении (без указания цены и стоимости передаваемого товара). Ежемесячно на все количество переданной в рамках проведения акции продукции были оформлены Акты приема-передачи готовой продукции на общее количество переданной рекламной продукции за месяц.
Ежемесячно Дистрибьютор предоставлял Продавцу Отчет о проведении рекламной акции. На основании предоставленного Отчета о проведении рекламной акции Продавцом были оформлены Акты на списание продукции.
Правомерно ли включение стоимости продукции, использованной при дегустации, в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль? Являются ли акты приема-передачи готовой продукции, накладные на передачу, отчет о проведенной рекламной акции основанием документального подтверждения расходов в целях налогообложения?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов организации на проведение рекламных акций - дегустаций и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 данной статьи НК РФ.
Пункт 4 статьи 264 НК РФ определяет, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные, не указанные выше, виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624 "О понятии "неопределенный круг лиц" в вышеизложенной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Учитывая изложенное, расходы налогоплательщика по проведению дегустации продукции (самостоятельно или с привлечением третьих лиц) с целью привлечения внимания неопределенного круга потребителей к этой продукции могут относиться к расходам на иные виды рекламы согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ, которые признаются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. При этом указанные расходы должны соответствовать требованиям, содержащимся в пункте 1 статьи 252 НК РФ, в частности, должны быть документально подтверждены налогоплательщиком.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, можно ли учесть расходы на проведение дегустации, цель которой - привлечь внимание неопределенного круга потребителей к продукции.
При налогообложении прибыли учитываются расходы на рекламу. Перечислены их виды.
Те расходы, которые не поименованы, учитываются в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации.
Минфин России считает, что таким образом можно учесть расходы на проведение дегустации.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 августа 2010 г. N 03-03-06/1/520
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 24 августа 2010 г. N 31