Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос Управления ФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 06.07.2009 N 11-24/10055@ о порядке применения налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость при изъятии земельного участка с расположенным на нем зданием для государственных нужд и сообщает следующее.
В рассматриваемой ситуации необходимо отметить, что вопрос налогообложения указанных выше операций следует рассматривать исходя из юридической квалификации взаимоотношений сторон - налогоплательщика-собственника имущества и соответствующего органа исполнительной власти и его уполномоченного лица, которое осуществляет выплату выкупной цены и денежной компенсации за изымаемый для государственных нужд земельный участок с расположенным на нем зданием.
Вместе с тем, по существу вопросов сообщаем.
1. По налогу на прибыль организаций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Таким образом, исходя из норм пункта 1 статьи 39 Кодекса, в общем случае, если происходит возмездный переход права собственности на недвижимое имущество, то в целях налогообложения прибыли доходы от указанной операции учитываются в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг). Расходы, связанные с этой передачей учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль при соблюдении критериев пункта 1 статьи 252 Кодекса.
Основания и порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием земельных участков, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" (далее - Правила возмещения собственникам земельных участков убытков).
Как правило, при изъятии земельного участка происходит переход права собственности на него. Смена собственника на земельные участки в соответствии с действующим законодательством подлежит государственной регистрации в установленном порядке.
В этой связи, если меняется собственник земельного участка, то данная операция рассматривается в режиме реализации и в целях налогообложения прибыли выкупная цена за земельный участок, получаемая бывшим собственником участка, учитывается у него в составе выручки от реализации. При этом, расходы, связанные с приобретением этого земельного участка при надлежащем документальном оформлении учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
Если по соглашению сторон собственнику участка компенсируются убытки за изъятие земельного участка, то денежные средства учитываются у него в составе внереализационных доходов.
В отношении порядка учета в целях налогообложения прибыли компенсации за сносимое здание сообщается следующее.
Если юридически возникающие между сторонами отношения квалифицируются как отношения по возмещению убытков при причинении вреда имуществу, то сумму компенсации за сносимое здание необходимо рассматривать в качестве возмещения причиненных убытков. В таком случае сумма возмещения в целях исчисления налога на прибыль должна рассматриваться в качестве внереализационных доходов.
Если же отношения между сторонами нельзя квалифицировать в вышеизложенном порядке (а именно, налогоплательщик утрачивает право собственности на строения до их сноса), то их в целях исчисления налога на прибыль следует рассматривать в режиме реализации, поскольку в данном случае происходит передача права собственности на имущество на возмездной основе (статья 39 Кодекса). В таком случае сумма компенсации за сносимые строения при исчислении налога на прибыль должна рассматриваться в качестве выручки от реализации имущества организации.
2. По налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
При этом операции по реализации земельных участков (долей в них) на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Следовательно, компенсационные выплаты, получаемые налогоплательщиками в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
На основании пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на товары.
Пунктом 2 статьи 153 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В том случае, если налогоплательщиком-собственником осуществляется снос здания (то есть его уничтожение и списание с баланса) без передачи права собственности на это здание, то данная операция на основании статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В этой связи сумма компенсации, полученная налогоплательщиком за сносимое здание, не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
При этом, на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса, суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые налогоплательщиком к вычету при приобретении (строительстве) здания, в периоде подписания акта о его сносе подлежат восстановлению в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Если налогоплательщиком осуществляется передача здания другому лицу, то данная операция признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом на основании пункта 1 статьи 154 Кодекса исчисление суммы налога на добавленную стоимость производится исходя из налоговой базы, определяемой в размере денежной компенсации (включая упущенную выгоду), получаемой налогоплательщиком за это здание.
Что касается писем Минфина России от 30.03.2007 N 03-07-11/90 и от 13.03.2008 N 03-03-06/4-15, о которых упоминается в запросе, то необходимо учитывать, что Минфином России даны разъяснения на вопросы, поставленные в обращениях конкретных налогоплательщиков, в этой связи данные письма не могут распространяться на неограниченный круг лиц.
Действительный государственный советник |
С.Н. Шульгин |
Разъяснен порядок применения налога на прибыль и НДС при изъятии земельного участка с расположенным на нем зданием для госнужд.
При налогообложении прибыли выкупная цена учитывается бывшим собственником в составе выручки от реализации. Расходы, связанные с приобретением, учитываются в уменьшение налоговой базы.
Если собственнику участка компенсируются убытки за изъятие, то полученные доходы учитываются в составе внереализационных.
Дополнительно разъяснено, как учитывается компенсация за сносимое здание.
Компенсация в связи с изъятием участков для госнужд не облагается НДС.
Если здание сносится без передачи права собственности на него, то данная операция не признается объектом обложения. Таким образом, с сумм компенсации не уплачивается НДС.
НДС, ранее принятый к вычету при приобретении (строительстве) здания, в периоде подписания акта о его сносе восстанавливается в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Письмо Федеральной налоговой службы от 19 марта 2010 г. N 3-1-11/192 "О порядке применения налога на прибыль организаций и НДС"
Текст письма официально опубликован не был