Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 7 сентября 2010 г. N 03-07-11/378
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении услуг по управлению и эксплуатации гостиницы, расположенной на территории Российской Федерации, оказываемых филиалом иностранной организации, состоящим на учете в налоговом органе Российской Федерации, российской организации по поручению другой иностранной организации до и после заключения агентского договора, и сообщает.
На основании положений статей 11, 143 и 144 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации), состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом на основании положений статей 153 и 154 Кодекса налоговая база по данному налогу определяется как стоимость таких товаров (работ, услуг) исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг). В случае осуществления предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров налогоплательщики определяют налоговую базу согласно статье 156 Кодекса как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении таких договоров.
Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом Гражданский кодекс не содержит специальных норм о форме заключения таких договоров.
Таким образом, при оказании филиалом иностранной организации, состоящим на учете в налоговом органе Российской Федерации, услуг по управлению и эксплуатации гостиницы, расположенной на территории Российской Федерации, российской организации до заключения агентского договора, предусматривающего поручение указанному филиалу осуществлять действия, в том числе по оказанию таких услуг, за счет другой иностранной организации - принципала, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из всех доходов, полученных филиалом от российской организации за оказанные услуги. После заключения агентского договора между вышеуказанными организациями, предусматривающего соответствующее поручение филиалу иностранной организации, совершающему действия в отношении российской организации за вознаграждение по поручению иностранной организации - принципала в качестве агента от своего имени и за счет принципала, налоговую базу по указанному налогу следует определять как сумму дохода, полученную в виде агентского вознаграждения.
Филиал иностранной организации, реализующий на территории Российской Федерации услуги по управлению и эксплуатации гостиницы на основе агентского договора, заключенного с иностранным лицом, признается налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость. Соответственно, на указанный филиал возлагаются обязанности по исчислению и уплате сумм налога на добавленную стоимость с доходов, перечисляемых иностранной организации.
Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с положениями статьи 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в частности, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Кодекса объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается, в частности, доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов.
При этом на иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, распространяются общие положения главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса с учетом особенностей, установленных статьями 306-310 и 312 Кодекса.
Статья 251 Кодекса содержит перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Так, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Таким образом, доходы, поступившие агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, за исключением агентского вознаграждения, не учитываются указанным лицом при исчислении налога на прибыль организаций.
Вместе с тем с целью применения подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса агент должен предоставить документальное подтверждение наличия агентского договора и размера агентского вознаграждения.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающимся# от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Плательщиками НДС признаются, в частности, иностранные юрлица, компании и другие корпоративные образования, их филиалы и представительства в России, состоящие на учете в налоговых органах.
Объект обложения НДС - операции по реализации товаров (работ, услуг) в России.
Если филиал такой иностранной организации оказывает российской компании услуги по управлению и эксплуатации гостиницы, расположенной в нашей стране, то до заключения агентского договора база по НДС определяется исходя из всех доходов за эти услуги. После - как сумма выручки, полученная в виде агентского вознаграждения. Иностранные компании, работающие в России через постоянное представительство, уплачивают налог на прибыль организаций.
Объектом обложения для них признается, в частности, доход, полученный в результате осуществления деятельности в России через представительство, уменьшенный на величину произведенных расходов.
НК РФ определен перечень доходов, не учитываемых при расчете базы по данному налогу. Среди них - имущество, поступившее комиссионеру, агенту в связи с исполнением обязательств по соответствующему договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных ими за комитента, принципала.
Таким образом, доходы, поступившие агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, за исключением вознаграждения, не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций.
При этом агент должен документально подтвердить наличие соответствующего договора и размер вознаграждения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 сентября 2010 г. N 03-07-11/378
Текст письма официально опубликован не был