Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 1 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/675
Вопрос: Могут ли считаться представительскими расходами ужины в позднее и ночное время с нашими контрагентами, а также переговоры во время ужинов в командировках в других городах? Документально все расходы подтвержены и оформлены должным образом.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 21.09.2010 г. N 215-10/640 и по вопросу, относящемуся к своей компетенции, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Подпункт 22 пункта 1 статьи 264 Кодекса позволяет учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 данной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 264 Кодекса к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места указанных мероприятий.
К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
При этом указанные расходы не должны превышать 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период.
Согласно статье 313 Кодекса основанием определения налоговой базы по налогу на прибыль служат данные первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном Кодексом.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться, в частности:
- приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
- смета представительских расходов;
- первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
- отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:
- цель представительских мероприятий, результаты их проведения;
- иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.
При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.
Если проведенные мероприятия (ужин в ресторане) не носят официального характера либо отсутствуют документы, подтверждающие проведение официальных деловых переговоров, расходы по их проведению не учитываются для целей налогообложения прибыли.
Что касается проведения переговоров в рамках производственных командировок, то, по нашему мнению, следует применять аналогичный порядок признания таких расходов.
Учитывая вышеизложенное, соответствующие расходы учитываются в составе представительских расходов согласно пункту 2 статьи 264 Кодекса при наличии оформленных в рамках действующего законодательства первичных документов, подтверждающих расходы на проведение деловых ужинов в рамках переговоров с клиентами, в том числе и с потенциальными, во время служебных командировок, при условии их соответствия требованиям пункта 1 статьи 252 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитывают представительские затраты.
В частности, к представительским относятся расходы на официальный прием, обслуживание сотрудников других организаций во время переговоров, участников, прибывших на заседания руководящего органа налогоплательщика, транспортное обеспечение названных лиц. Место указанных мероприятий не имеет значения.
Указанные затраты не должны превышать 4% от расходов на оплату труда за отчетный период.
Подтвердить представительские расходы могут, например, приказ руководителя организации об осуществлении затрат на указанные цели, смета, первичные документы.
Если проведенные мероприятия не носят официального характера, то для целей налогообложения они не учитываются. Это относится и к случаям, когда отсутствуют подтверждающие документы.
Аналогичный порядок применяется, когда проходят переговоры в рамках производственных командировок.
Если расходы на деловые ужины в рамках переговоров с клиентами во время служебных командировок документально подтверждены, то их можно учесть в составе представительских.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/675
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 16 ноябрь 2010 г. N 43, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 23 ноября 2010 г. N 44