Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 15 февраля 2011 г. N 03-03-06/4/10
Вопрос: Автономной некоммерческой медицинской организацией в соответствии с Соглашением, получены субсидии из бюджета Ставропольского края. Субсидии предоставлены на возмещение расходов, связанных с выполнением государственного задания по обеспечению реализации Территориальной медицинской программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Из текста Соглашения следует, что предоставленные субсидии являются целевыми средствами, подлежащими использованию по целевому назначению.
Вправе ли некоммерческая организация относить указанные субсидии к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрен вопрос в отношении учета в целях налогообложения прибыли субсидий, выделяемых автономной некоммерческой организации на предоставление специализированных видов медицинских услуг, и сообщается следующее.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Следовательно, целью создания автономной некоммерческой организации является предоставление услуг в вышеназванных областях.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Кроме того, в соответствии со статьей 78.1 БК РФ некоммерческие организации также могут быть получателями субсидий из бюджета, в случае если это предусмотрено нормативно-правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации.
Как следует из запроса, субсидии автономной некоммерческой организации выделяются на возмещение расходов по предоставлению гражданам специализированных видов медицинских услуг.
В соответствии с положениями статей 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.
В соответствии со статьей 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ.
В статье 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.
Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 НК РФ.
Так, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями.
В рассматриваемом случае средства в виде в виде субсидий выделяются автономной некоммерческой организации в целях возмещения затрат в связи с оказанием ею специализированных видов медицинских услуг.
Полученные субсидии не могут рассматриваться автономной некоммерческой организацией ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений.
В этой связи получаемые автономной некоммерческой организацией субсидии должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Автономной некоммерческой организации выделяют субсидии на возмещение расходов по предоставлению гражданам специализированных видов медицинских услуг.
Указано, что данная субсидия не является целевым финансированием или поступлением.
В связи с этим получаемые автономной некоммерческой организацией субсидии учитываются при определении налоговой базы в составе доходов. Расходы, на возмещение которых выделены названные средства, учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций в общем порядке.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 февраля 2011 г. N 03-03-06/4/10
Текст письма официально опубликован не был