Федеральная налоговая служба, рассмотрев ваше обращение о порядке применения упрощенной системы налогообложения, сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Как установлено в пункте 1 статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 1 статьи 1005 ГК РФ предусмотрено, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Исходя из вышеуказанной нормы, агентский договор предусматривает длящиеся отношения между участниками. Отсюда следует, что деятельность агента может осуществляться в течение длительного периода времени.
При этом, агентский договор в зависимости от интересов сторон может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока (пункт 3 статьи 1005 ГК РФ).
Как правило, срок действия договора указывается в тех случаях, когда агентский договор заключается с целью оказания разовых услуг.
Заключая агентский договор, стороны могут предусмотреть в нем условия об ограничении прав агента, в частности поиском арендаторов и заключением договоров аренды, а могут, кроме того, предусмотреть обязанность агента ежемесячно получать на свой расчетный счет арендные платежи и перечислять их принципалу. А также предусмотреть, что данные платежи перечисляются за вычетом агентского вознаграждения агента.
2. В соответствии с пунктом 1 стать 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - статьей 250 Кодекса. При этом не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
Статьей 251 Кодекса не предусмотрено уменьшение доходов принципалов на сумму вознаграждений, уплачиваемых ими агентам.
Поэтому доходы принципалов, применяющих упрощенную систему налогообложения и признающих в качестве объекта налогообложения доходы, не должны уменьшаться на сумму агентского вознаграждения, удерживаемого агентом из выручки от реализации, поступающей на его расчетный счет, при ее перечислении принципалу.
В данном случае доходом принципала является вся сумма выручки от реализации услуг, поступающая на счет агента.
При этом, пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса установлено, что при применении упрощенной системы налогообложения доходы определяются по кассовому методу. Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.
Таким образом, датой получения доходов для принципала будет являться день оплаты клиентами оказанных им услуг, то есть день поступления платежей от клиентов согласно агентскому договору на счета в банках и (или) в кассу агента.
На основании подпункта 24 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы уменьшают полученные доходы на расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения.
Исходя из этого организация, являющаяся принципалом, при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы на расходы по уплате агентских вознаграждений.
3. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают при определении налоговой базы расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 статьи 346.16 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
При этом расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств учитываются только по оплаченным основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, в случае получения основных средств в качестве вклада в уставный капитал от учредителя организация не несет расходов по их приобретению и стоимость таких основных средств при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываться не должна.
Приложение: на 1 л. во второй адрес.
Действительный |
С.Н. Шульгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В агентском договоре может быть предусмотрена обязанность агента ежемесячно получать на свой расчетный счет платежи и перечислять их принципалу, в частности, за вычетом агентского вознаграждения.
Доходы принципалов, применяющих УСН с объектом обложения "доход", не уменьшаются на сумму агентского вознаграждения. Доходом принципала является вся сумма выручки от реализации услуг, поступающая на счет агента. Датой получения доходов для принципала является день перечисления клиентами денег на банковские счета и (или) в кассу агента.
Принципал, применяющий УСН (объект налогообложения-"доходы минус расходы"), вправе уменьшить полученные доходы на расходы по уплате агентских вознаграждений.
Письмо Федеральной налоговой службы от 13 октября 2010 г. N ШС-37-3/13280 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения"
Текст письма официально опубликован не был