Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 22 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/263
Вопрос: ОАО участвует в Правительственной программе по утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств, а именно по договорам с уполномоченными Правительственной программой (как дилерами производителей автомобилей, так и самими производителями автомобилей (Заказчиками)) осуществляет услуги по утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств. У Общества имеется достаточно технических средств и квалифицированных кадров для оказания данных услуг с соответствующим качеством.
Цель сделок для Общества - получение доходов от оказания услуг. Согласно договорам, на основании акта выполненных работ Заказчики оплачивают оказанные услуги.
В результате утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств у ОАО образуется лом черных металлов.
Т.к. в договорах на утилизацию не предусмотрена передача полученных отходов от утилизации заказчикам, данный лом по результатам проводимых ежемесячно инвентаризаций приходуется в собственность Общества и в силу п. 20 ст. 250 НК РФ в целях налогообложения признаются Обществом как внереализационные доходы. При этом металлический лом приходуется по стоимости ниже, нежели в результате заготовки лома от сдатчиков лома в обычном порядке, т.к. получаемый в результате лом содержит большую засоренность неметаллическими материалами (пластмасса, резина, стекло).
1. Правомерны ли действия Общества по отражению в составе внереализационных доходов для целей налогообложения полученного от утилизации автомобилей металлического лома по результатам ежемесячных инвентаризаций?
2. Если действия по отражению полученного в результате утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств металлического лома по результатам ежемесячных инвентаризаций для целей налогообложения в составе внереализационных доходов правомерны, то соответствуют ли налоговому законодательству действия Общества по отражению металлического лома с большим процентом засоренности по меньшей цене, нежели применяемой Обществом при заготовке в обычном порядке?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета излишков лома в виде отходов от утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств, выявленных в результате инвентаризации, в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 20 статьи 250 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) к внереализационным доходам относятся доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
Согласно пункту 2 статьи 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 части второй статьи 250 НК РФ.
Пункт 8 статьи 250 НК РФ определяет, что при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Исходя из пункта 3 статьи 40 НК РФ рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 данной статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. НК РФ не содержит специальных норм, регламентирующих порядок отражения в налоговом учете выявленного в результате инвентаризации имущества.
В соответствии с пунктом 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.1. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49, предусмотрено, что количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, предусмотренных в пунктах 1.5 и 1.6 данных указаний.
Таким образом, доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, относятся к внереализационным доходам, исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, на дату проведения инвентаризации, установленной руководителем организации.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Разъяснено, что доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, относятся к внереализационным исходя из рыночных цен на дату последней.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/263
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 31 мая 2011 г. N 11