Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 3 июня 2011 г. N 03-03-06/2/86
Вопрос: В целях расширения и сохранения имеющейся клиентской базы, повышения активности использования продуктов Банка, повышения конкурентоспособности и привлекательности продуктов Банка для клиентов, а также повышения лояльности клиентов Банком разработана программа, позволяющая клиентам накапливать бонусные баллы за пользование или приобретение продуктов и услуг Банка, а затем обменивать эти баллы на вознаграждения (далее - Программа).
В рамках Программы Банк производит расчет бонусных баллов персонифицированно по каждому клиенту:
- за транзакции, совершенные по картам Банка в торговых точках, пропорционально сумме транзакций;
- по операциям привлечения депозитов;
- за пользование кредитами;
- по инвестиционным продуктам.
Утвержденный порядок начисления бонусных баллов и порядок их списания, иные условия Программы размещаются на сайте Банка и иных публичных источниках.
Банк самостоятельно оплачивает вознаграждения, которые выбирает клиент из Каталога вознаграждений в обмен на накопленные бонусные баллы, и передает их клиентам, тем самым поощряя их к дальнейшему сотрудничеству. Вознаграждениями могут являться товары и услуги компаний - партнеров Банка, а также собственные услуги Банка.
Оснащение продуктов и услуг Банка дополнительным комплексом в виде вознаграждений способствует стимулированию клиентов на активное пользование банковскими продуктами, обеспечивая тем самым стабильный рост доходов и, в конечном итоге, увеличение прибыли Банка.
Принимая во внимание, что Программа поощрения является экономически обоснованной и направлена на увеличение общей доходности операций, а расходы Банка в рамках Программы документально подтверждены, Банк считает возможным применить пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ и учесть расходы на приобретение поощрительных вознаграждений клиентам Банка при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Прошу Вас подтвердить правомерность позиции Банка.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 15.04.2011 N 23-03-20/5659 по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
С учетом приведенных требований НК РФ затраты организации, связанные с реализацией программ лояльности, могут рассматриваться как произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, только в том случае, если эта деятельность непосредственно направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на сохранение имеющихся клиентов.
Если затраты организации в виде оплаты стоимости товаров, передаваемых использующим услуги организации клиентам, отвечают приведенным выше требованиям, то они могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в некоторых случаях убытки), которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Затраты, связанные с реализацией программ лояльности, могут считаться произведенными для указанных целей, только если эта деятельность направлена на привлечение новых и сохранение имеющихся клиентов.
Расходы на оплату товаров, передаваемых клиентам, которые пользуются услугами организации, могут учитываться при налогообложении прибыли, если отвечают приведенным выше требованиям.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 июня 2011 г. N 03-03-06/2/86
Текст письма официально опубликован не был