Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/556 Об учете в целях налогообложения прибыли расходов на выплату бонусов (премий), а также на приобретение услуг сетевых магазинов

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 16 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/556

 

Вопрос: 1. С целью продвижения на рынке своей продукции организация, являющаяся оптовым поставщиком товаров, приобретает за плату следующие услуги сетевых магазинов: включение товарных позиций в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках, выкладка товаров по определенной схеме ("мерчандайзинг"), проведение рекламных акций при открытии торговых центров, услуги по продвижению товаров и многие другие. Данные услуги предусмотрены договорами поставки и осуществляются покупателем на возмездной основе. Может ли поставщик учесть вышеперечисленные и документально подтвержденные расходы как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, и при исчислении налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую базу по прибыли на суммы произведенных расходов?

2. Организация-комитент реализует товар через комиссионера, с целью увеличения объемов продаж условиями договора комиссии предусмотрено, что комитент выплачивает комиссионеру, помимо вознаграждения, премию (бонус) в случае достижения определенных объемов продаж. Может ли организация-комитент в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ суммы премий (бонусов) учесть в составе внереализационных расходов?

3. Организация-комитент реализует товар через комиссионера, с целью увеличения объемов продаж условиями договора комиссии предусмотрено, что комитент выплачивает комиссионеру, помимо вознаграждения, премию (бонус) в случае достижения определенных объемов продаж. Может ли организация-комитент в соответствии с подп. 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ суммы премий (бонусов) учесть в составе внереализационных расходов?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросу учета расходов на выплату бонусов (премий), а также на приобретение услуг сетевых магазинов в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.

Согласно статье 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В соответствии с подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся затраты в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

Обращаем внимание, что подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ применяется только в отношении договоров купли-продажи. Если сторонами договоров возмездного оказания услуг являются комиссионер и комитент, положения подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ в отношении таких договоров не применяются.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются другие обоснованные расходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.

В части приобретения за плату услуг сетевых магазинов сообщаем.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признаются публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.

Таким образом, плата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Соответственно, затраты поставщика-продавца по оплате действий покупателя - организации розничной торговли, производимых последним в рамках договора розничной купли-продажи, не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

В то же время могут выделяться случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение предприятием розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца.

На основании пункта 11 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если у организации-заказчика (поставщика) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя - организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

В таком случае при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы, как расходы на рекламу, могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Затраты в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора (в частности, объема покупок) могут включаться в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией. Это касается только договоров купли-продажи и не распространяется на договоры комиссии.

Также в состав указанных расходов могут включаться другие обоснованные затраты. Под последними понимаются экономически оправданные, оценка которых выражена в денежной форме.

Вопрос о том, являются ли расходы обоснованными, решается с учетом намерений налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности. При этом обоснованность не может оцениваться с точки зрения целесообразности, рациональности, эффективности затрат или полученного результата.

Экономическая обоснованность произведенных расходов проверяется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля.

Плата поставщика-продавца покупателю товаров (организации розничной торговли) за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не может рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика предоставить услуги (совершить определенные действия или деятельность), а заказчик - оплатить их. Организация-заказчик (поставщик) может полагать, что целенаправленные прописанные в договоре действия исполнителя (покупателя-организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к ее товарам. В этом случае такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе. При надлежащем документальном подтверждении указанные затраты как расходы на рекламу могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/556


Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 18 октября 2011 г. N 20