Письмо Федеральной налоговой службы от 18 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/19322@ "О разъяснении отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся налогообложения производства и размещения социальной рекламы"

Письмо Федеральной налоговой службы от 18 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/19322@
"О разъяснении отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся налогообложения производства и размещения социальной рекламы"


В связи с изменениями отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающимися порядка налогообложения операций, связанных с производством и размещением социальной рекламы, Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

1. Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ (далее - Федеральный закон N 235-ФЗ) пункт 3 статьи 149 Кодекса дополнен новым подпунктом 32, согласно которому не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Согласно указанной выше норме данные операции не подлежат налогообложению при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:

в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;

в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7 процентов площади кадра;

в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5 процентов рекламной площади (пространства). Установленные вышеуказанным подпунктом требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 235-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых данной статьей установлен иной срок вступления их в силу. Принимая во внимание, что указанный Федеральный закон был опубликован в "Российской газете" N 159, 22.07.2011, пункт 1 статьи 1 Федерального закона N 235-ФЗ вступает в силу с 1 октября 2011 года.

Пунктом 8 статьи 149 Кодекса установлено, что при изменении редакции пунктов 1 - 3 данной статьи (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

В этой связи освобождение от налогообложения, предусмотренное подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 Кодекса, применяется в отношении услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, оказанных начиная с 1 октября 2011 года на безвозмездной основе.

Одновременно при применении освобождения от налогообложения указанных операций необходимо учитывать следующее.

Понятие "социальная реклама" определено пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), согласно которому социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Кроме того, статьей 3 Закона "О рекламе" определены следующие понятия:

рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Требования к социальной рекламе и порядку ее распространения установлены статьей 10 Федерального закона "О рекламе".

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона "О рекламе" заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

На основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона "О рекламе" в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 данной статьи.

При этом пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "О рекламе" установлено, что вышеуказанные ограничения не распространяются на упоминание об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным данной статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

Учитывая изложенное, услуги по производству и (или) распространению социальной рекламы, оказываемые рекламопроизводителями и (или) рекламораспространителями, не облагаются налогом на добавленную стоимость в случае, если данные услуги оказаны на безвозмездной основе, при выполнении требований, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

В целях реализации положений подпункта 32 пункта 3 статьи 149 Кодекса, налоговый орган (в случае сомнения в отношении правомерности и обоснованности применения рекламопроизводителями или рекламораспространителями освобождения от налогообложения соответствующих операций) вправе с соответствующим запросом обратиться в антимонопольный орган (в Федеральную антимонопольную службу), соответствующие органы государственной власти (органы местного самоуправления).

Одновременно сообщаем, что на основании пункта 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

2. Налог на прибыль организаций

2.1. Федеральным законом 235-ФЗ внесены изменения в подпункт 1 пункта 2 статьи 251 Кодекса, который изложен в новой редакции и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2011 года.

В частности, с 1 января 2011 года к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности стало возможным относить доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.

Следовательно, вышеуказанные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, если налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Указанная норма может, в частности, распространяться на некоммерческую организацию-заказчика социальной рекламы, расходы по производству и размещению которой берут на себя производители, распространители или спонсоры. В этой связи у некоммерческой организации не возникает внереализационный доход и, как следствие, отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль (ранее налог уплачивался, он исчислялся исходя из рыночной стоимости социальной рекламы).

2.2. Кроме того, Федеральным законом N 235-ФЗ в пункт 1 статьи 264 НК РФ введен подпункт 48.4. Согласно новому подпункту расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе учитываются в составе прочих расходов при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Указанная норма позволяет организациям, которые понесли затраты на производство или распространение рекламы на безвозмездной для заказчика основе учесть их в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Вышеприведенная норма вступает в силу с 1 января 2012 года.

Данная позиция согласована с Минфином России (письмо от 03.11.2011 N 03-07-15/117.

Указанные разъяснения следует довести до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.


Советник
государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Д.В. Егоров


1 октября 2011 г. вступили в силу изменения в НК РФ, освобождающие от НДС безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы.

При этом должно соблюдаться требование о максимальной продолжительности упоминания о спонсорах (за некоторым исключением).

Кроме того, социальная реклама должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ней Законом о рекламе.

Освобождение от НДС применяется в отношении таких услуг, предоставленных начиная с вышеуказанной даты.

Если у налогового органа возникнут сомнения на предмет правомерности применения налоговой льготы, он вправе с соответствующим запросом обратиться в антимонопольный или другие органы.

Что касается налога на прибыль, то с 1 января 2011 г. некоммерческие организации не учитывают в доходах целевые поступления в виде безвозмездно полученных ими работ (услуг).

Указанная норма, в частности, распространяется на некоммерческую организацию-заказчика социальной рекламы, расходы по производству и размещению которой берут на себя производители, распространители или спонсоры.

При этом с 1 января 2012 г. вступает в силу положение НК РФ, позволяющее учесть в составе прочих расходов затраты, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы.


Письмо Федеральной налоговой службы от 18 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/19322@ "О разъяснении отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся налогообложения производства и размещения социальной рекламы"


Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", декабрь 2011 г. N 24


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.