Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы (заключено 29 декабря 2010 г., протокол N 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) (не действует)

Генеральное соглашение
между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы
(заключено 29 декабря 2010 г., протокол N 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений)

ГАРАНТ:

Настоящее Генеральное соглашение прекратило действие в связи с истечением срока

См. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы

См. Концепцию Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на очередной период, утвержденную постановлением Генсовета Федерации Независимых Профсоюзов РФ от 22 мая 2013 г.

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Генеральное соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне в 2011-2013 годах и совместные действия Сторон по их реализации.

Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, содействующих оживлению экономики в посткризисный период, повышению ее конкурентоспособности, росту производительности труда, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, проведение социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности, поддержание социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения.

Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.

Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

 

I. Экономическая политика

 

Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика государства должна быть ориентирована на ликвидацию негативных последствий мирового экономического кризиса и обеспечение устойчивости экономического развития на основе перехода от индивидуальных мер государственной поддержки компаний к системным мерам, модернизации и повышения конкурентоспособности, стимулирования инновационной активности и инвестиций в человеческий капитал и создания на этой основе условий для самореализации и повышения степени социальной защищенности граждан, новых эффективных рабочих мест, преодоления бедности, повышения благосостояния населения и качества жизни. Стороны принимают на себя следующие обязательства:

1.1. Содействовать возвращению на траекторию устойчивого экономического роста и повышению конкурентоспособности экономики, в том числе путем:

диверсификации экономики;

содействия модернизации отраслей экономики, в том числе оказывающих социальные услуги;

перехода от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития;

внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций;

развития высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики;

реализации комплекса мер по поддержке приоритетных отраслей экономики, включая создание условий для решения проблемы задолженности в реальном секторе экономики, экономики моногородов;

учета интересов Сторон при выработке позиции Российской Федерации в рамках интеграционных процессов по созданию Таможенного союза, Единого экономического пространства, присоединения России к Всемирной торговой организации;

создания условий для совершенствования важнейших рыночных механизмов, включая финансовые институты, повышения эффективности функционирования институтов развития, в том числе особых экономических зон;

развития системы долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития, в том числе спроса и предложения на рынке труда, а также повышения качества указанного прогнозирования;

защиты и развития конкуренции, проведения эффективного антимонопольного регулирования и снятия административных барьеров;

повышения эффективности государственного управления и бюджетных расходов;

повышения эффективности ценовой и тарифной политики в сфере естественных монополий;

стимулирования энергосбережения, модернизации системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности.

1.2. В сфере обеспечения модернизации секторов экономики и перехода от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития Стороны принимают на себя обязательства по следующим направлениям:

анализ возможности реализации дополнительных мер, направленных на поддержку инвестиционной и инновационной активности организаций, в том числе уточнение порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также анализ возможности применения мер поддержки, стимулирующих ввод в эксплуатацию иного промышленного оборудования;

рассмотрение вопроса в части налогообложения доходов физических лиц об уточнении положений о стандартных и социальных налоговых вычетах, направленных на поддержку малоимущих категорий граждан, улучшение демографической ситуации в стране, а также развитие некоммерческого сектора в социально значимых областях;

проведение консультаций по повышению эффективности налогообложения доходов физических лиц в целях достижения оптимальной дифференциации по доходам;

деятельность по улучшению налогового администрирования;

проведение оперативного мониторинга рыночной доли импортных товаров на российских товарных рынках в целях реализации мер, направленных на увеличение производства российских товаров, повышение конкурентоспособных российских товаров и снижение импортозависимости;

обеспечение улучшения условий работы бизнеса при изменении таможенного и иного законодательства Российской Федерации в рамках интеграционных процессов, прежде всего создания Таможенного союза, включая сокращение отсылочных норм в законодательных актах Российской Федерации, прозрачность таможенного законодательства и подзаконных актов, его доступность для участников внешнеэкономической деятельности, единообразное применение таможенного законодательства на всей территории Таможенного союза;

проведение анализа практики применения нормативной правовой базы о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с точки зрения повышения эффективности расходования бюджетных средств, а также обеспечения сроков и качества при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, являющихся предметом заказа;

проведение мониторинга финансового состояния стратегических организаций для предотвращения их возможного банкротства, включая при необходимости социальную поддержку работников указанных организаций;

расширение мер государственной поддержки малого предпринимательства как базы экономического роста и развития конкуренции, совершенствование законодательной базы, включая обеспечение законных прав работников, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации;

упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к объектам технологической инфраструктуры и недвижимому имуществу;

создание системы стимулирования условий для размещения заказов естественными монополиями и государственными корпорациями у субъектов малого и среднего предпринимательства, внесение изменений в законодательство, создающих условия для привлечения крупными компаниями, выполняющими государственный заказ, в качестве субконтракторов малых и средних предприятий, совершенствование налогообложения в рамках применения специальных налоговых режимов.

Стороны обязуются рассматривать в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) подготавливаемые Правительством Российской Федерации законопроекты, регулирующие вопросы налогообложения и затрагивающие социально-трудовые отношения.

1.3. В целях совершенствования важнейших рыночных механизмов, включая финансовые, и повышения эффективности функционирования институтов развития, в том числе особых экономических зон, Стороны принимают на себя обязательства по содействию:

модернизации системы регулирования на финансовых рынках с целью обеспечения надежности сектора оказания финансовых услуг, повышения привлекательности российского финансового рынка для инвесторов и участников рынка;

повышения доверия между кредиторами и заемщиками, доступности финансовых услуг и финансовой грамотности населения;

создания условий для формирования в России Международного финансового центра;

создания условий для восстановления кредитования, расширения ресурсной базы российских банков;

преодоления фрагментации регулирования деятельности различных финансовых организаций, исключения пробелов в регулировании, а также повышения роли саморегулируемых организаций;

завершения формирования целостной нормативно-правовой базы финансовых рынков, соответствующей мировым стандартам, в том числе принятия базовых законов "О клиринге и клиринговой деятельности", "О биржах и организованных торгах", "О Центральном депозитарии" и др.

1.4. В рамках дальнейшего развития системы долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития Стороны принимают на себя следующие обязательства:

рассмотрение основных параметров среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития страны;

анализ результатов реализации стратегических документов развития, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и отраслевых стратегий развития;

уточнение среднесрочных стратегических документов социально-экономического развития страны с учетом результатов реализации положений документов и темпов посткризисного восстановления российской экономики;

участие сторон социального партнерства в системе государственного стратегического планирования и контроля;

завершение разработки концепции районирования территории Российской Федерации по условиям хозяйствования;

согласование позиций сторон социального партнерства в процессе разработки и реализации региональной политики Российской Федерации;

обсуждение хода реализации приоритетных национальных проектов и осуществление сторонами социального партнерства контроля за эффективным использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на их реализацию;

проведение консультаций по вопросам национальной промышленной политики в Российской Федерации, диверсификации и развития экономики моногородов.

1.5. Стороны принимают на себя обязательства определить и обеспечить реализацию мер, направленных на развитие в посткризисный период конкурентной среды, повышение уровня защиты конкуренции и прав собственности, эффективности антимонопольной политики, ликвидацию административных барьеров, включая:

подготовку предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и иные нормативные правовые акты, предусматривающие либерализацию норм антимонопольного законодательства;

разработку системы эффективного регулирования основных социально значимых рынков (агропродовольственный, лекарственных средств, жилищно-коммунальных услуг, розничной торговли и др.) и рынков, имеющих инфраструктурное значение для экономики страны (электроэнергии, нефти, нефтепродуктов и др.) в рамках выполнения Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы и Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

обеспечение участия в соответствии со стандартным порядком объединений работодателей (предпринимателей) и объединений работников (профсоюзов) в проведении всех видов экспертизы, в том числе в целях оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти;

совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере лицензирования, в том числе закрепление в законодательстве общего принципа бессрочного действия лицензии и права соискателей лицензии и лицензиатов направлять и получать документы по вопросам лицензирования в электронном виде, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, а также замену лицензирования части видов деятельности саморегулированием и аудитом;

оптимизацию функций контроля и надзора в отношении субъектов предпринимательства, сокращение временных затрат и других издержек, связанных с получением разрешительных документов, повышение прозрачности деятельности органов публичной власти;

анализ практики применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере экономических преступлений в целях минимизации негативных последствий правонарушений со стороны руководителей или отдельных сотрудников для организации и ее работников, ограничения возможности использовать механизм возбуждения уголовных дел при рейдерских захватах активов.

1.6. В области бюджетной политики Стороны исходят из необходимости формирования бюджетной системы, ориентированной на политику развития, модернизации и формирование новой структуры экономики, потенциала будущего роста, основ инновационно-ориентированной модели развития, крупные вложения в человеческий капитал, повышение сбалансированности всех уровней бюджетной системы. Стороны принимают на себя следующие обязательства:

проведение консультаций по основным направлениям бюджетной политики на среднесрочную перспективу, в том числе по прогнозным расчетам и оценкам консолидированного бюджета, по основным параметрам проекта федерального бюджета (в соответствии с перечнем показателей согласно приложению N 1) и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в период между внесением их в Правительство Российской Федерации и рассмотрением на заседании Правительства Российской Федерации;

повышение эффективности приватизационных процедур, в частности, привлечение инвесторов, заинтересованных в развитии приватизируемых предприятий;

обсуждение хода преобразований государственных корпораций, работающих в конкурентной среде, в акционерные общества, в том числе в рамках подготовки проектов федеральных законов, направленных на повышение эффективности деятельности государственных корпораций и акционерных обществ, контролируемых государством;

учет при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете обязательств, предусмотренных Соглашением, и предложений Комиссии, требующих финансирования из федерального бюджета;

максимальное обеспечение доступности для граждан России культурных благ и искусств, предусмотренное Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в том числе проведение консультаций о необходимости учета расходов на основе коллективных договоров на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу при формировании объемов бюджетных ассигнований, направляемых на обеспечение функций федеральных органов исполнительной власти и на финансовое обеспечение государственного задания, устанавливаемого федеральным государственным учреждениям.

1.7. В сфере ценовой и тарифной политики Стороны принимают на себя следующие обязательства:

проведение консультаций по вопросам установления на федеральном уровне предельных уровней регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального хозяйства, а также по вопросам, связанным с социальными последствиями проведения реформ в сфере естественных монополий и в жилищно-коммунальном хозяйстве и с осуществлением мер по адресной социальной поддержке низкодоходных групп населения;

рассмотрение вопросов государственного контроля соблюдения установленных на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также реализация комплекса мер по повышению эффективности рыночных механизмов регулирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке;

проведение консультаций по основным направлениям государственной ценовой и тарифной политики на стадии их разработки и подготовки предложений по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения и эффективность функционирования организаций и отраслей.

1.8. Стороны принимают обязательства реализовать меры по стимулированию энергоэффективности, модернизации системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности, в том числе:

по обеспечению повышения уровня технологической, промышленной безопасности на основе перехода к системе декларирования, независимого технического аудита (предусматривающего механизм финансовой и административной ответственности за результаты аудита) и финансового обеспечения ответственности промышленных организаций;

по переходу на принцип выплаты пострадавшим гражданам адекватных сумм возмещения причиненного вреда за счет средств компаний;

по повышению эффективности надзора в указанной сфере;

по подготовке предложений по введению системы нормативов качества окружающей среды, привязанных к конкретным территориям и учитывающих накопленный ущерб;

по созданию условий для обновления производственно-технологической базы топливно-энергетического комплекса через содействие массовому тиражированию (внедрению) новых эффективных методов разведки полезных ископаемых, включая разведку месторождений на континентальном шельфе;

по созданию технологий по переработке углеводородных ресурсов, в том числе попутных нефтяных газов, установок энергетического назначения, работающих на альтернативном топливе и др.

II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения

 

Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.

В этих целях Стороны будут способствовать совершенствованию организации труда и заработной платы, повышению квалификации работников, росту производительности труда с целью устойчивого развития экономики и обеспечения стабильной занятости. Стороны принимают на себя следующие обязательства:

2.1. Провести консультации о целесообразности разработки программы достойного труда в рамках подхода, сформулированного Международной организацией труда.

2.2. Провести консультации о механизме обеспечения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

2.3. Рекомендовать при заключении региональных, отраслевых соглашений и коллективных договоров оптимизировать с учетом вида экономической деятельности, специфики производства долю основной части заработной платы в общем фонде заработной платы работников организаций.

При формировании тарифных ставок (окладов) работников организаций, применяющих тарифные системы оплаты труда, устанавливать их уровень в соответствии с квалификацией и сложностью работы.

Провести консультации в части механизма учета в системах оплаты труда необходимости воспроизводства рабочей силы.

2.4. Обеспечивать своевременную (до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год) разработку Комиссией единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

2.5. Разработать меры и механизмы по защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) работодателя, а также в случае неплатежеспособности организации.

2.6. Обеспечивать проведение мониторинга эффективности новых систем оплаты труда в федеральных государственных учреждениях, а также мониторинга эффективности систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, установленных в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях.

С учетом данных мониторинга провести консультации с целью совершенствования законодательной базы по вопросам оплаты труда с учетом практики применения Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

2.7. Провести консультации по формированию экономически обоснованных механизмов и порядка индексации заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений, включая их законодательное оформление при переходе на новые механизмы финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений.

По итогам исполнения федерального бюджета за I полугодие 2011 года рассмотреть вопрос о дополнительной индексации фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и стипендиальных фондов в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования.

2.8. В целях совершенствования организации заработной платы, дифференциации оплаты труда, повышения уровня государственных гарантий по оплате труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, обеспечить более тесную увязку уровня оплаты труда с уровнем подготовки и квалификации работников, со спецификой, качеством и результатами труда.

2.9. Провести консультации по подготовке предложений по основам организации нормирования труда на предприятиях и в учреждениях.

2.10. Провести консультации о разработке нормативного правового акта Правительства Российской Федерации о базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам с целью обеспечения объективной дифференциации в оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений по итогам обобщения практики установления базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы в системах оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.

2.11. Проводить мониторинг соблюдения норм трудового законодательства, в том числе в части заработной платы, включая организации, выполняющие работы (услуги) по государственному, в том числе оборонному, заказу. В случае необходимости подготовить предложения по совершенствованию нормативной правовой базы.

2.12. Рассмотреть предложения по переходу к новой нормативно-методологической основе определения величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

2.13. Провести консультации о целесообразности разработки проекта федерального закона "О системе потребительских бюджетов населения в Российской Федерации".

2.14. Провести анализ действующей системы минимальных гарантий, в том числе минимального размера оплаты труда и социальных трансфертов с точки зрения их эффективности по преодолению бедности.

2.15. Провести консультации о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам, в том числе на основе социального контракта.

2.16. Провести консультации по устранению причин нарушения установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, и при необходимости подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.

2.17. Провести консультации по вопросам определения критериев формирования государственного задания на оказание государственных услуг в отраслях социальной сферы и формирования системы и механизмов обеспечения в полном объеме бюджетного финансирования выполнения работ (услуг) в рамках государственного задания.

III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения

 

Стороны считают, что модернизация экономики и инновационное развитие должны формировать спрос на квалифицированных работников, сопровождаться созданием эффективных рабочих мест с высокой производительностью и качеством труда, безопасными условиями труда и достойной заработной платой.

Эти процессы должны поддерживаться эффективной государственной политикой и эффективным взаимодействием социальных партнеров в сфере занятости населения и развития людских ресурсов по следующим направлениям:

совершенствование системы информации о рынке труда;

повышение эффективности государственной политики и качества государственных услуг в сфере занятости;

улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;

совершенствование правового регулирования в сфере рынка труда и занятости;

повышение эффективности внешней трудовой миграции и стимулирование внутренней территориальной мобильности трудовых ресурсов.

3.1. В этих целях Стороны обеспечат выполнение комплекса мероприятий в соответствии с Основными направлениями действий на рынке труда на 2011-2015 годы, в том числе разработку национальной стратегии развития трудовых ресурсов и подготовки кадров с учетом Рекомендации Международной организации труда N 195 "О развитии людских ресурсов и подготовке кадров" и мер по ее реализации, а также федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и основных направлений в области трудовой иммиграции.

3.2. В целях проведения последовательной политики информирования работников и работодателей о складывающихся тенденциях на рынке труда Стороны содействуют осуществлению следующих мер:

формирование системы прогнозирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах;

повышение качества и расширение доступности официальной статистической информации и ведомственных мониторингов по вопросам движения рабочих мест, занятости и безработицы, качества рабочей силы, профессионального образования и обучения, трудовой миграции, производительности труда и его оплаты, условий и охраны труда на рабочих местах, в том числе состояния рабочих мест по итогам их аттестации;

повышение эффективности системы мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации;

использование новых информационных технологий и обеспечение доступности информационных ресурсов, в том числе в рамках информационного портала государственных и муниципальных услуг, портала "Работа в России", а также изменение периодичности обновления информации в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

3.3. Стороны реализуют меры, направленные на совершенствование государственной политики и повышение качества государственных услуг в сфере занятости, эффективное расходование бюджетных средств, в том числе меры, обеспечивающие целевое и эффективное использование выделяемых средств из федерального бюджета на мероприятия по поддержке занятости населения и на реализацию региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации.

Стороны при этом считают необходимым:

принятие Правительством Российской Федерации мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации в случае возникновения критических ситуаций;

ежегодное проведение в Комиссии при формировании федерального бюджета консультаций по вопросу установления минимального и максимального величин пособия по безработице;

предоставление в полном объеме субвенций из федерального бюджета для осуществления переданных субъектам Российской Федерации полномочий в сфере занятости населения;

совершенствование механизмов поддержки занятости населения при проведении реструктуризации экономики моногородов и монопрофильных населенных пунктов, диверсификации структуры занятости в городах и населенных пунктах моноэкономического профиля;

совершенствование инструментов поддержки и материальных гарантий граждан на случай потери работы или неполной занятости;

осуществление регулярной оценки (мониторинга) качества государственных услуг, предоставляемых работникам и работодателям по поиску подходящей работы и подходящих работников, на основе данных регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

3.4. Стороны считают необходимым осуществлять меры, направленные на улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе обновления системы профессионального образования всех уровней, развития систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе:

по развитию национальной системы квалификаций, включая предложения, направленные на совершенствование квалификационных характеристик (профессиональных стандартов), сближению их со стандартами Европейского Союза, модернизацию единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

по адаптации системы профессионального образования к потребностям инновационного развития экономики;

по развитию системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;

по обеспечению эффективного и достаточного бюджетного финансирования учебных заведений профессионального образования, учитывающего меняющийся спрос экономики;

по стимулированию развития системы непрерывного профессионального обучения, в том числе внутрипроизводственного обучения;

по стимулированию работодателей, развивающих собственную учебно-материальную базу, участвующих в модернизации материальной базы и образовательных программ учебных заведений профильного профессионального образования, создающих условия получения работниками необходимых навыков и умений.

3.5. Стороны продолжат практику проведения консультаций в области совершенствования нормативной правовой базы в сфере рынка труда и занятости, ее направленности на обеспечение лучшего доступа граждан, ищущих работу, к рабочим местам, и сокращение объема накопленной безработицы с целью решения следующих вопросов:

формирование правовых основ новых форм организации рабочих мест с учетом изменений в экономике и на рынке труда, в том числе рабочих мест, не требующих постоянного присутствия работника;

сокращение нелегальной и теневой занятости;

эффективность гарантий и компенсаций работникам, включая гарантии по совмещению работы с обучением;

соблюдение установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, а также повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением.

3.6. В целях повышения эффективности внешней и внутренней трудовой миграции и оптимизации привлечения иностранной рабочей силы на основе потребностей экономики в трудовых ресурсах и соблюдения принципа приоритетного использования национальных кадров Стороны обязуются:

ежегодно рассматривать в Комиссии вопросы, связанные с проведением миграционной политики;

проводить оценку эффективности использования иностранной рабочей силы;

проводить консультации по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы внешней трудовой миграции (привлечение квалифицированных и неквалифицированных трудовых мигрантов);

проводить консультации по вопросам установления квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы на основе потребности регионов и секторов экономики в трудовых ресурсах в профессионально-квалификационном разрезе;

проводить консультации по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы внутренней трудовой миграции с целью выработки рекомендаций, направленных на повышение уровня территориальной мобильности трудовых ресурсов;

проводить консультации по совершенствованию механизмов определения потребности экономики в иностранной рабочей силе, сфер применения и процедур квотирования;

обеспечить регулярное рассмотрение в Комиссии вопросов правоприменительной практики в области привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также подготовку предложений и проведение экспертизы проектов по внесению изменений в законодательные акты по вопросам, связанным с регулированием внешней трудовой миграции.

3.7. В целях повышения престижа рабочих профессий Стороны поддерживают и способствуют проведению ежегодного всероссийского конкурса профессионального мастерства "Мастера России".

IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы

 

В целях развития эффективной и устойчивой системы обязательного социального страхования, повышения уровня социальной защиты работающих граждан Стороны принимают на себя следующие обязательства:

4.1. Продолжить работу по формированию системы полноценной защиты работников от социальных рисков на основе страховых принципов и осуществить в этих целях меры, направленные:

на обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного страхования социальных рисков;

на совершенствование системы обязательного социального страхования, в том числе определение правового статуса государственных внебюджетных фондов, механизмов участия социальных партнеров в управлении и контроле над формированием и целевым расходованием страховых средств, последовательный переход к определению тарифов страховых взносов по видам обязательного социального страхования на основе актуарных расчетов, разграничение функций социального страхования и государственной социальной помощи;

на развитие добровольных систем пенсионного, медицинского и других видов страхования.

4.2. Рассматривать в Комиссии в период между внесением в Правительство Российской Федерацией и рассмотрением на заседании Правительства Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджетах Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации и проектов законов об исполнении бюджетов указанных фондов, а также предложения по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.3. Содействовать разработке и принятию федерального закона, предусматривающего дополнение страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предупредительными и реабилитационными мерами в целях сбережения и восстановления трудовых ресурсов в рамках тарифной политики, направленной на стимулирование работодателя к сокращению продолжительности занятости работников во вредных и опасных условиях труда.

4.4. Провести консультации по следующим вопросам:

реформирование системы обязательного медицинского страхования;

переход на казначейское исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и прямые выплаты страховых возмещений и пособий;

переход на индивидуальные тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

перевод досрочных пенсий из Пенсионного фонда Российской Федерации в Фонд социального страхования Российской Федерации,

оплата дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя;

повышение информационной открытости Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части ориентированности на потребности работодателей и застрахованных граждан, расширения перечня открыто публикуемых прогнозных и аналитических материалов.

4.5. В целях дальнейшего развития пенсионной системы и улучшения пенсионного обеспечения застрахованных лиц Стороны обязуются проработать следующие вопросы:

обеспечение в системе пенсионного страхования более тесной зависимости между размерами уплачиваемых страховых взносов и объемов пенсионных прав застрахованных работников;

совершенствование накопительного компонента пенсионной системы, стимулирование участия работников и работодателей в формировании накоплений на цели добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения;

формирование механизмов, обеспечивающих рост пенсионных накоплений и гарантии их сохранности;

формирование пенсионных программ для работников бюджетной сферы в условиях расширения финансово-экономической самостоятельности бюджетных учреждений.

4.6. Содействовать принятию решений по развитию (реформированию) систем досрочного пенсионного обеспечения.

4.7. Определить и реализовать меры, направленные на обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включая:

конкретизацию государственных гарантий на основе стандартов в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи;

совершенствование методов текущего и стратегического планирования расходов на оплату медицинской помощи, обеспечивающих реализацию государственных гарантий, с целью эффективного управления ресурсами здравоохранения;

повышение доступности медицинских организаций различных организационно-правовых форм собственности в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

рассмотрение возможности введения обязательного страхования лекарственного обеспечения работающих граждан;

разработку комплекса стандартов на все виды медицинской помощи населению.

4.8. Содействовать распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

4.9. Рассмотреть комплекс мер, направленных на улучшение условий санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в организациях.

Ежегодно заслушивать информацию Федерального фонда обязательного медицинского страхования о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан.

4.10. Рассматривать последствия реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в части обеспечения качества и объемов оказания социальных услуг населению.

4.11. Рассмотреть вопрос о создании механизма доступного обеспечения санаторно-курортного лечения, оздоровления и социального туризма работников и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков.

4.12. Рассмотреть предложения о мерах по поддержке деятельности стационарных детских оздоровительных учреждений, включая вопросы землепользования и налогообложения.

4.13. Обеспечивать согласование уровня и объемов базовых социальных услуг и социальных гарантий, в том числе льгот, гарантий и компенсаций, установленных для работников.

4.14. Считая главной задачей государственной жилищной политики создание условий для осуществления гражданами их конституционных прав на жилище, а основной целью современных преобразований в жилищной сфере - обеспечение доступности жилья для широких слоев населения и создание безопасных и комфортных условий проживания в нем, Стороны принимают обязательства проводить консультации по следующим вопросам:

разработка мер, позволяющих обеспечить доступность жилья для групп населения с различным уровнем доходов;

государственное регулирование цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги, повышение качества и доступности предоставляемых услуг;

поэтапное снижение федерального норматива максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность

 

Стороны считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала и рассматривают их в неразрывной связи с решением задач по улучшению условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности и обязуются:

5.1. Совершенствовать законодательную и нормативную правовую базу, обеспечивающую внедрение системы управления профессиональными рисками и экономических методов управления охраной труда, в том числе путем совершенствования системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также повышения роли экспертизы условий труда в целях создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий.

5.2. Провести консультации по вопросам, связанным с финансированием превентивных мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в том числе обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных на малых, средних предприятиях и в бюджетных учреждениях за счет средств страховых взносов.

5.3. Провести работу:

по совершенствованию нормативной правовой базы обеспечения бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных спецодежды и спецобуви, а также смывающих, обезвреживающих и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами;

по уточнению введения норм, позволяющих более четко оценивать влияние средств индивидуальной защиты на снижение уровня профессионального риска.

5.4. Развивать систему мониторинга состояния условий и охраны труда, включая совершенствование государственной статистической отчетности.

5.5. Подготовить и обеспечить реализацию программы действий по улучшению условий и охраны труда, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний.

5.6. Совершенствовать комплексную подготовку персонала по охране труда с использованием современных технологий.

5.7. Провести консультации по совершенствованию нормативных правовых актов в области обеспечения промышленной безопасности.

5.8. Осуществить разработку проекта Основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года и проекта федеральной целевой программы по обеспечению экологической безопасности.

Разработать и внедрить современные системы экологического аудита.

Ввести обязательную экологическую государственную экспертизу проектной документации экологически опасных объектов.

VI. Социально-экономические проблемы развития северных регионов России

 

Стороны договорились о необходимости осуществления мер, направленных на сохранение производственного потенциала, привлечение и закрепление молодых кадров на Севере, развитие производительных сил северных регионов Российской Федерации и обеспечение социальных гарантий гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение уровня и качества жизни северян. В этих целях Стороны обязуются:

6.1. Содействовать завершению разработки концепции районирования территории Российской Федерации по условиям хозяйствования, включая установление границ арктической зоны.

6.2. Подготовить предложения по вопросам совершенствования государственной политики в области социально-экономического развития северных регионов Российской Федерации, ориентации ее на развитие социальной сферы, устойчивое повышение уровня и качества жизни северян, решение проблем модернизации и диверсификации структуры экономики северных территорий, развитие инвестиционной и инновационной активности, дальнейшее развитие инфраструктуры территорий, в том числе на основе частно-государственного партнерства.

6.3. Провести консультации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере регулирования миграционных процессов с целью преодоления негативных демографических тенденций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включая создание эффективной системы привлечения, оказания государственной поддержки и закрепления работников в организациях, испытывающих дефицит рабочей силы.

6.4. Провести консультации по вопросам развития программ содействия занятости работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией градообразующих организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

6.5. Рассмотреть вопросы практики применения районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом изменения границ субъектов Российской Федераций и муниципальных образований.

6.6. Провести консультации о совершенствовании механизмов реализации части 5 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в части компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.

6.7. Разработать предложения по формированию системы дополнительных экономических и социальных стимулов привлечения и закрепления молодых кадров во вновь осваиваемых районах Севера и шельфовых зонах.

6.8. Определить и реализовать меры по повышению доступности и качества образовательных, транспортных, культурных, медицинских и социальных услуг гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

6.9. Разработать предложения, направленные на развитие системы оказания медицинской помощи на базе санитарной авиации для лиц, работающих в отдаленных северных поселках, и вахтовиков, учитывая недостаточно развитую транспортную инфраструктуру северных регионов.

6.10. Разработать предложения по усилению социальной защиты детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включая обеспечение доступности летнего отдыха в регионах с благоприятными природно-климатическими условиями.

VII. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения

 

Стороны считают необходимым обеспечить дальнейшее развитие социального партнерства, более эффективное использование его возможностей при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, регулирования трудовых отношений.

7.1. Стороны обязуются реализовать меры, направленные на повышение роли Комиссии в согласовании интересов Сторон и обеспечить:

регулярное проведение консультаций по основным направлениям социально-экономической политики;

безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разрабатываемых федеральными органами государственной власти, учета по ним мнения Комиссии.

Проекты законодательных, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти на рассмотрение в Комиссию до их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации или до принятия по ним решения Правительством Российской Федерации.

Решения Комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий - мнения ее Сторон в отношении направленных в Комиссию проектов законодательных, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, в обязательном порядке доводятся до сведения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и подлежат обязательному рассмотрению Правительством Российской Федерации и федеральными органами государственной власти.

7.2. Стороны обязуются продолжить совместную работу:

по подготовке предложений, направленных на совершенствование правовой базы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и повышения эффективности разрешения коллективных трудовых споров;

по выработке концепции развития социального партнерства, направленной на развитие коллективно-договорного процесса и повышение эффективности соглашений, согласование интересов сторон социального партнерства, в том числе при заключении отраслевых соглашений в целях более полного использования возможностей социального партнерства.

7.3. Стороны обязуются:

продолжить проведение мониторинга и анализа опыта заключения соглашений на отраслевом (межотраслевом), региональном (межрегиональном) и территориальном уровнях, а также практики работы органов социального партнерства;

ввести в практику работы Комиссии изучение и распространение опыта трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации, содействовать развитию системы социального партнерства и ее институтов на региональном и отраслевом уровнях;

сформировать информационную базу отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства;

содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях бюджетной сферы, а также малого бизнеса;

провести консультации по вопросам сложившейся практики и совершенствования правоприменения в части предоставления сторонами коллективных переговоров имеющейся у них информации, необходимой для ведения коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений.

7.4. Стороны принимают на себя следующие обязательства:

предпринимать все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, противодействию правонарушениям в сфере трудовых отношений;

изучить сложившуюся практику досудебного и внесудебного разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, в том числе деятельности специализированных учреждений по урегулированию коллективных трудовых споров, подготовить предложения по совершенствованию процедур предотвращения трудовых конфликтов, повышению эффективности и доступности действующих и развитию новых механизмов и форм их разрешения;

содействовать созданию при федеральных органах исполнительной власти постоянных и временных рабочих групп, комиссий и общественных советов, а также участию в них представителей сторон Комиссии, представляющих общероссийские объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов;

содействовать реализации предложений о частичном финансировании за счет средств федерального бюджета Академии труда и социальных отношений и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов - базовых научных и учебно-методических профсоюзных центров в сфере социально-трудовых отношений.

7.5. Стороны поддерживают:

дальнейшее развитие инициатив объединений работодателей в области корпоративной социальной ответственности, практику подготовки организациями социальных (нефинансовых) отчетов, необходимость распространения Международного стандарта социальной ответственности, принятого Международной организацией стандартизации;

внесение изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующее создание и деятельность объединений работодателей, направленных на повышение их роли в решении экономических и социальных проблем, а также развитии социального партнерства.

7.6. Стороны обязуются обеспечить в предстоящий период участие Комиссии и ее постоянно действующих рабочих групп в работе по рассмотрению материалов, касающихся порядка проведения конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности", результатов рассмотрения заявок участников конкурса, а также определения и награждения его победителей.

7.7. Стороны гарантируют соблюдение законодательных и общепризнанных международных норм и правил о невмешательстве со стороны друг друга в деятельность объединений профсоюзов и объединений работодателей, не препятствуют созданию и функционированию организаций профсоюзов и работодателей, содействуют обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации перечисления профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы.

7.8. Стороны содействуют развитию отношений с Международной организацией труда, обеспечивают реализацию Программы сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2010-2012 годы, а также содействуют участию в разработке и обсуждении документов этой организации.

Стороны обязуются провести анализ правоприменительной практики реализации ратифицированных конвенций Международной организации труда.

7.9. Стороны принимают на себя обязательство провести консультации по подготовке предложений о возможной ратификации Российской Федерацией конвенций Международной организации труда и других международных актов согласно приложению N 2, рассмотрению в Комиссии вопросов, связанных с их ратификацией.

7.10. Правительство Российской Федерации регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения по согласованному Сторонами перечню показателей и один раз в полугодие информирует Комиссию о динамике основных социально-экономических показателей мониторинга качества и уровня жизни населения согласно приложению N 3.

7.11. Федеральная служба государственной статистики и ее территориальные органы представляют объединениям профсоюзов и объединениям работодателей статистическую информацию, необходимую для проведения переговоров, на бесплатной основе в объемах и сроки, которые предусмотрены федеральным планом статистических работ на очередной год.

7.12. В целях освещения деятельности Комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Российской Федерации.

7.13. Каждая из Сторон в 3-месячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в Комиссию план мероприятий, необходимых для реализации принятых обязательств, с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение членов Комиссии.

Стороны принимают на себя обязательство один раз в полугодие разрабатывать единый план первоочередных мероприятий Комиссии по реализации Соглашения.

7.14. Рабочие группы Комиссии один раз в полугодие готовят на основе представляемых Сторонами сведений и анализа реализации Соглашения информацию о ходе выполнения Соглашения, а также вносят предложения о ее рассмотрении на заседаниях Комиссии.

Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения положений Соглашения.

7.15. Стороны договорились, что изменения вносятся в Соглашение в следующем порядке:

Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;

после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть начаты в течение одного месяца;

изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.

7.16. Текст Соглашения публикуется в "Российской газете" в 2-недельный срок после его подписания.

Новое генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 гг. устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Среди приоритетных целей - создать условия, способствующие оживлению экономики в посткризисный период, повышению ее конкурентоспособности, росту производительности труда, стабильной занятости, подготовке квалифицированной рабочей силы. Необходимо поддерживать соцстабильность и обеспечивать соцзащиту населения.

В области экономической политики предполагается, в частности, урегулировать вопросы налогообложения организаций и доходов физлиц, модернизации и повышения конкурентоспособности. Следует расширить меры господдержки малого предпринимательства.

Предусмотрено проведение консультаций о механизме обеспечения минимального размера оплаты труда.

Планируется проводить мониторинг эффективности новых систем оплаты труда.

Необходимо совершенствовать правовое регулирование в сфере рынка труда, повышать эффективность внешней трудовой миграции и стимулировать внутреннюю мобильность населения.

Предполагается осуществить меры по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного страхования социальных рисков. Целесообразно совершенствовать систему обязательного социального страхования и развивать добровольные системы пенсионного, медицинского и других видов страхования.

Необходимо проработать вопросы совершенствования накопительного компонента пенсионной системы.

Затронуты социально-экономические проблемы развития северных регионов нашей страны. Так, должен быть сохранен производственный потенциал данных территорий. Надо обеспечить соцгарантии работающим и проживающим там гражданам.


Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы (заключено 29 декабря 2010 г., протокол N 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений)


Текст Соглашения опубликован в "Российской газете" от 11 января 2011 г. N 1, в журнале "Пенсия", 2011 г., N 1, в Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 2


Настоящее Генеральное соглашение прекратило действие в связи с истечением срока