Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Еремина В.А.,
судей Тарасовой О.Н., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шипуновская центральная районная больница" на решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 20 апреля 2015 года по иску прокурора "адрес" в интересах Гольцовой Г. П. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Шипуновская центральная районная больница" о признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25, и возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы,
заслушав доклад судьи Еремина В.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Гольцовой Г.П. к КГБУЗ "Шипуновская центральная районная больница" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25.
В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру "адрес" Алтайского края поступило заявление Гольцовой Г.П. с просьбой обратиться в суд в ее интересах к Шипуновской ЦРБ о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при начислении и выплате заработной платы.
Проведенной проверкой установлено, что Гольцова Г.П. работает в Шипуновской ЦРБ на основании трудового договора врачом - стоматологом, а также были выявлены нарушения трудовых прав, выразившиеся в оплате ее труда с начислением ниже установленного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" районного коэффициента.
По мнению прокурора, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в силу ч.2 ст. 146, ст.148 Трудового кодекса РФ должен оплачиваться в повышенном размере. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными актами.
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года N1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" с ДД.ММ.ГГ на территории "адрес" Алтайского края утвержден районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25. При этом данным постановлением прямо предусмотрено, что расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Таким образом, заработная плата работников организаций, расположенных в "адрес", должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент.
"адрес" просил суд признать за Гольцовой Г.П. право на получение заработной платы с применением к ней районного коэффициента в размере 1,25 на постоянной основе с ДД.ММ.ГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края"; обязать КГБУЗ Шипуновская ЦРБ с ДД.ММ.ГГ установить заработную плату Гольцовой Г.П. с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате; обязать КГБУЗ Шипуновская ЦРБ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ произвести перерасчет заработной платы Гольцовой Г.П. путем начисления районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате.
Решением Шипуновского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ иск прокурора "адрес" в интересах Гольцовой Г. П. к КГБУЗ "Шипуновская центральная районная больница" удовлетворен.
Суд признал за Гольцовой Г. П. право на получение районного коэффициента 1,25, к заработной плате на постоянной основе с ДД.ММ.ГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края".
Обязал КГБУЗ "Шипуновская центральная районная больница" с ДД.ММ.ГГ установить заработную плату Гольцовой Г. П. с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате.
Обязал КГБУЗ "Шипуновская центральная районная больница" произвести перерасчет заработной платы Гольцовой Г. П. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ путем начисления районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате.
Взыскал с КГБУЗ "Шипуновская центральная районная больница" в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение в связи с нарушением норм материального права.
Жалоба мотивирована тем, что заработная плата работников краевого учреждения здравоохранении состоит из оклада и выплат стимулирующего характера, к которым относится районный коэффициент - выплаты за осуществление труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, в совокупности не должна быть менее МРОТ.
В оклад истца не включены выплаты компенсационного (районный коэффициент), стимулирующего и социального характера. Должностной оклад ниже размера МРОТ для трудоспособного населения не свидетельствует об установлении работнику несправедливого размера заработной платы и нарушения прав при оплате труда.
Медицинская организация при выплате работникам заработной платы руководствуется постановлением Администрации Алтайского края от 26.10.2011 N 607 и постановлением Администрации Алтайского края от 18.03.2011 N 128, согласно которым размер месячной заработной платы в совокупности состоит из оклада, повышающего коэффициента, выплаты компенсационного и стимулирующего характера и превышает установленный МРОТ (5554 руб.).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N 1631 расходы на выплату повышенного коэффициента к заработной плате работникам бюджетной сферы осуществляются за счет средств бюджета Алтайского края. Указанное постановление носит рекомендательный характер. Следовательно, расходные обязательства по выплате повышенного районного коэффициента являются обязательствами Администрации Алтайского края и предусматривают принятие нормативного акта на уровне субъекта Российской Федерации.
Истцу при начислении и выплате заработной платы было известно о нарушении своих прав, поскольку ему вручались расчетные листы заработной платы, в которых содержится указание на составные ее части и размер.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истцом пропущен установленный трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением трудового спора.
Судом не указано, какими нормами материального права руководствовался суд при принятии решения об удовлетворении требований истца о необходимости осуществления выплаты заработной платы путем доведения размера оклада до МРОТ, начисления к нему районного коэффициента.
В письменных возражениях прокурор просит оставить жалобу без удовлетворения.
В ходе апелляционного рассмотрения прокурор просил оставить жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся и надлежащим образом извещенных лиц.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены ил изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации).
В силу ч.1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Часть 3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Из системного толкования положений ч.1 ст.129, ч.3 ст.133, ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
В силу ч.2 ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Системное толкование положений ст.ст.129, 133, 146, 148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст.ст.146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Из материалов дела усматривается, что КГБУЗ "Шипуновская ЦРБ" является юридическим лицом - государственным бюджетным учреждением.
Как установлено судом, Гольцова Г.П. состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ "Шипуновская центральная районная больница" с ДД.ММ.ГГ года в должности врача-стоматолога, что подтверждается, копией трудового договора, и трудовой книжки.
Согласно расчетным листкам по заработной плате, справке "Шипуновской ЦРБ" заработная плата начисляется истцу с ДД.ММ.ГГ и по настоящее время с учетом районного коэффициента 20%.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд пришел к выводу, что коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями должен начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Поскольку истице в спорный период начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению, исходя из минимального размера оплаты труда (5554 руб.) с учетом доплаты в виде соответствующего районного коэффициента в размере 1,25, судебная коллегия полагает, что на ответчике лежит обязанность по установлению истице заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и пересчете заработной платы путем ее начисления не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
Доводы жалобы ответчика о включении районного коэффициента в общий размер заработной платы, который не ниже минимального размера, определенного законом, судебная коллегия признает несостоятельными, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку исходя из вышеизложенного в размере менее минимального размера оплаты труда допускается установление только окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников при условии, что заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Довод жалобы о том, что при выплате работникам заработной платы медицинская организация руководствуется постановлением Администрации Алтайского края от 26.10.2011 N 607 и постановлением Администрации Алтайского края от 18.03.2011 N 128, согласно которым размер месячной заработной платы в совокупности состоит из оклада, повышающего коэффициента, выплаты компенсационного и стимулирующего характера и превышает установленный МРОТ, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права.
Указание в жалобе на то, что содержащиеся в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N 1631 положения носят рекомендательный характер, а расходные обязательства по выплате повышенного районного коэффициента являются обязательствами Администрации Алтайского края и предусматривают принятие нормативного акта на уровне субъекта Российской Федерации, подлежит отклонению, так как основано на неправильном толковании норм материального права.
Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Государственным Комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17.08.1971 принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 года N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для "адрес" Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.
Распоряжением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 05.01.1972 N 5-р доведено до сведения, что Совет Министров РСФСР распоряжением от 03.01.1972 N 4-р повысил с 1,15 до 1,2 районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края, согласно приложению, недостаточно обеспеченных питьевой водой, особенно подвергающихся засухе. Указанный коэффициент вводится с 01 января 1972 года и применяется в порядке, установленном постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325-24.
Согласно распоряжению Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N 4-р в перечень районов Алтайского края, где к заработной плате рабочих и служащих применяется районный коэффициент в размере 1,2, включен "адрес".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" для отдельных районов Алтайского края, включая "адрес", был утвержден размер районного коэффициента 1,25, как для местности с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края.
В силу ст. 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Следовательно, постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N 1631 в силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит применению как не противоречащее Кодексу.
Поскольку Правительством Российской Федерации принято предложение о повышении районного коэффициента с 1,2 до 1,25 в отдельных районах Алтайского края, в том числе "адрес", постольку вопреки доводам апелляционной жалобы при начислении заработной платы истцу подлежит применению районный коэффициент 1,25.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, установленный постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029, Алтайский край в целом не включен, данный порядок об оплате труда в повышенном размере не применим, на правильность разрешения спора по существу не влияют.
Проверяя доводы жалобы в части неприменения судом первой инстанции последствий пропуска срока исковой давности по требованиям о взыскании заработной платы в соответствии со ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Пропуск срока, установленного законодателем для обращения работников в суд за защитой трудовых прав, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" указано, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен в полном объеме.
Спор о праве на начисление и получение заработной платы или ее части является индивидуальным трудовым спором с работодателем, в связи с чем, срок для обращения работника в суд по такому спору в соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации составляет 3 месяца со дня, когда работнику стало известно или должно было стать известно о нарушении его права.
Поскольку о нарушении своих прав при начислении заработной платы за декабрь 2014 года истец узнал 12 января 2015 года, а настоящий иск подан прокурором 27 марта 2015 года, обращение в суд имело место в пределах установленного законом срока.
Более того, как следует из материалов дела, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции о пропуске стороной истца срока на обращение в суд ответчик не заявлял, в связи с чем, соответствующее заявление в суде апелляционной инстанции не может быть принято во внимание, так как исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком до вынесения решения по делу.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шипуновская центральная районная больница" на решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 20 апреля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.