Проверка работы военных прокуратур Северо-Кавказского военного округа показала, что оперативный состав ВП СКВО предпринимал определенные усилия для обеспечения законности и правопорядка в поднадзорных войсках, защиты прав и законных интересов военнослужащих, пресечения хищений федеральной собственности и других правонарушений. Однако заметных подвижек к улучшению криминогенной обстановки в войсках округа, надзорной деятельности, работы следственного аппарата прокуратур СКВО не произошло. В структуре преступности нарастают негативные тенденции. Количество преступлений, совершенных на почве неуставных проявлений, увеличилось на 40,8%, в 3 раза стало больше преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и почти в 5 раз корыстных деяний, совершенных должностными лицами. В обслуживаемых частях распространены травматизм, небоевые потери, самоубийства, инфекционные заболевания, однако проблема охраны жизни и здоровья военнослужащих в приоритетных значится только на бумаге.
Первый заместитель ВП СКВО Афанасьев В.З., начальник отдела надзора Кураков А.Н. необходимых мер по установлению действенного надзора за исполнением законов должностными лицами вышестоящих штабов и управлений не приняли. Проверки в аппарате контрольно-ревизионных органов, при наличии оснований к этому, не проводятся.
Методами прокурорского надзора не удалось оказать весомое влияние на решение проблем социальной защищенности военнослужащих соединений, выведенных из Чеченской Республики, которые до настоящего времени испытывают трудности с обустройством, размещением личного состава, доведением до них положенных норм довольствия.
Упущена работа по оказанию практической и методической помощи заместителям военных прокуратур гарнизонов, многие из которых в должностях менее одного года. Прокуратурой округа по этому направлению в течение многих лет не подготовлено ни одной методической рекомендации.
Не отвечает предъявляемым требованиям уровень работы следственного аппарата (заместитель ВП СКВО Афанасьев И.П., начальник отдела надзора Долженко С.Г.). Из года в год результативность и оперативность следствия в округе самые низкие по ГВП. Некоторые работники прокуратур свыклись с таким неблагополучным состоянием предварительного следствия, не предпринимают настойчивых мер к исправлению создавшегося положения (ВП Волгодонского г-на Кузнецов В.И., Волгоградского г-на Бабич А.В., Новочеркасского г-на Кугатов Н.Ф., Буденновского г-на Ахмедов Ш.М., Майкопского г-на Оганесян Б.Г.).
В запущенном состоянии находится надзор за исполнением законов органами дознания, что способствует укрывательству преступлений командирами и начальниками. Военные прокуроры, вопреки требованиям ст.109 УПК РСФСР, приказа Генерального прокурора РФ N 31-97 г., практически повсеместно нарушают установленные сроки разрешения сигналов о преступлениях и происшествиях. Состояние этой работы ежемесячно не проверяют, мер к пресечению подобных явлений не принимают.
Недостаточно активно осуществляется надзор за исполнением законов органами военной контрразведки ФСБ РФ, ФСО РФ и ФАПСИ в аппарате СКВО и на местах. Необоснованно снижены темпы работы при исполнении Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий". Этому в немалой степени способствовали упущения в организации работы заместителя ВП СКВО Орлова С.А. и начальника отдела надзора Мартолога С.Б.
Низка организующая роль руководства прокуратуры округа. Это сказывалось в непродуманном и нерациональном распределении обязанностей, недостатках планирования, постановке контроля и проверке исполнении. Слабая аналитическая работа лишила возможности аппарат оказать необходимое влияние на состояние надзора за исполнением отдельных видов законодательства на местах. Требует совершенствования организация проведения коллегий и оперативных совещаний. Их возможности для обучения, воспитания, повышения ответственности офицеров в исполнении служебного долга, совершенствования собственной деятельности в большинстве прокуратур не используются. Выезды офицеров аппарата на места порой проводились бее продуманных планов и надлежащей подготовки, конкретной помощи руководству подчиненных прокуратур в организации работы по направлениям прокурорско-следственной деятельности не оказывалось. Нуждается в серьезном укреплении исполнительская дисциплина.
Учебно-воспитательная работа, особенно в низовом звене, к потребностям практики не приближена.
Необходимо развивать гласность в работе, укреплять связи со средствами массовой информации, формировать общественное мнение на достоверных материалах о деятельности органов военной прокуратуры.
Вскрытые недостатки во многом обусловлены тем, что бывший военный прокурор округа генерал-майор юстиции Соловьев В.Ф. не обеспечил высокой требовательности и взыскательности к подчиненным за исполнение служебного долга, самокритичного отношения к результатам труда. По этой причине стали возможными многочисленные отступления от закона в собственной деятельности прокуроров и следователей (ВП Сочинского г-на Сорокин А.А., Белкин В.А., ВП Камышинского г-на Конон С.В., ВП Новороссийского г-на Чепурнов С.Н.).
С учетом изложенного, приказываю:
1. Указать первому заместителю ВП СКВО полковнику юстиции Афанасьеву В.З., заместителям ВП СКВО полковникам юстиции Афанасьеву И.П. и Орлову С.А. на серьезные недостатки в организации работы на закрепленных за ними направлениях прокурорской деятельности и ослабление требовательности к подчиненным.
2. Вновь назначенному военному прокурору СКВО полковнику юстиции Фридинскому С.Н. и его заместителям сделать практические выводы из результатов комплексной проверки, осуществить меры по устранению просчетов в организации прокурорского надзора и управления, повысить ответственность руководителей всех направлений за положение дел на конкретных участках по исполнению приказов и указаний Генерального прокурора РФ и Главного военного прокурора.
Особое внимание уделить обеспечению действенного надзора за исполнением законов об охране жизни и здоровья военнослужащих, соблюдении их прав, защите государственных интересов в сфере исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности, хищении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
В порядке первоочередных мер:
- организовать систематический анализ положения дел на местах, проблем, возникающих в практике надзора, для внесения необходимых изменений в организацию работы;
- на основе анализа состояния законности и правопорядка в войсках, собственной работы, определить приоритетные направления надзорной деятельности, которые закрепить в приказе о распределении обязанностей за конкретными прокурорскими работниками, обязав их систематически накапливать информацию и ежеквартально готовить предложения для оперативного реагирования на негативные тенденции;
- выработать действенную систему прокурорского надзора, обеспечивающую тщательную и своевременную проверку сигналов, жалоб и заявлений о правонарушениях, особенно связанных с неуставными проявлениями, предупреждающую случаи сокрытия преступлений;
- разобраться в организации расследования по делам со сроками следствия свыше 12 месяцев и принять меры к их завершению;
- проверить обоснованность приостановления предварительного следствия по уголовным делам на основании п.3 ст.195 УПК РСФСР.
3. В июле 1998 года на расширенном заседании коллегии с участием прокуроров гарнизонов обсудить результаты работы по устранению недостатков и влияния прокурорского надзора на укрепление законности в поднадзорных частях и учреждениях.
О результатах доложить в ГВП до 30 июля 1998 года.
4. Начальникам структурных подразделений Главной военной прокуратуры в повседневной деятельности по закрепленным направлениям оказывать помощь вновь назначенному военному прокурору Северо-Кавказского военного округа в организации работы и устранении выявленных проверкой недостатков.
5. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции Носова Г.Н.
Проверить ход исполнения настоящего приказа во втором полугодии 1998 года.
Приказ направить военным прокурорам округов, флотов, ФПС, РВСН и МГВП, ознакомить начальников структурных подразделений ГВП.
Заместитель Генерального прокурора |
Ю.Г.Демин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главной военной прокуратуры от 17 февраля 1998 г. N 34 "О результатах проверки военных прокуратур Северо-Кавказского военного округа"
Текст приказа официально опубликован не был