Приказ Минюста РФ от 25 января 1999 г. N 20 "Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минюста РФ от 25 января 1999 г. N 20
"Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

15 марта 2001 г., 5 марта 2004 г.


В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 1998 г. N 1254 *(1) "Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" приказываю:


Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 15 марта 2001 г. N 85 пункт 1 настоящего приказа изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции


1. Утвердить Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (приложение N 1) для каждого следственного изолятора, включенного в Перечень следственных изоляторов, входящих в состав территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (приложение N 1 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. N 63).

2. Начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации:

2.1. Обеспечить государственную регистрацию положений о подчиненных следственных изоляторах в соответствии с установленным порядком образования юридических лиц.

2.2. Привести деятельность следственных изоляторов в соответствие с требованиями указанного Положения.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра, курирующего уголовно-исполнительную систему.


Министр

П.Крашенинников


Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 1999 г.

Регистрационный N 1712


Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 5 марта 2004 г. N 54 в настоящее Положение внесены изменения

См. текст положения в предыдущей редакции


Приложение N 1


Положение
о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации*(2)
(утв. приказом Минюста РФ от 25 января 1999 г. N 20)

С изменениями и дополнениями от:

5 марта 2004 г.


1. Общие положения


1.1. Следственный изолятор уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации*(3) (далее - следственный изолятор) предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу (далее - подозреваемые и обвиняемые), а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их письменного согласия.

1.2. Следственный изолятор создается, реорганизуется и ликвидируется Министром юстиции Российской Федерации. Лимит наполнения следственного изолятора устанавливается Министром юстиции Российской Федерации.

1.3. Правовую основу деятельности следственного изолятора составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"*(4), Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"*(5), иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституция или устав, а также нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации*(6), принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, территориального органа уголовно-исполнительной системы (далее - УИС)*(7) и настоящее Положение.

1.4. Следственный изолятор является юридическим лицом, имеет гербовые печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным наименованием, другие необходимые для своей деятельности печати, штампы и бланки, а также текущий, расчетный, валютный и иные счета в банках и других кредитных организациях, открываемые в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следственный изолятор вправе осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие стоящим перед ним задачам (целям) и не запрещенные законом.

1.5. В следственном изоляторе содержатся лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

1.6. В следственном изоляторе могут быть оставлены либо переведены в следственный изолятор из исправительных учреждений осужденные к лишению свободы для участия в следственных действиях, а также судебных разбирательствах в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого в порядке, установленном Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации:

1.7. В следственном изоляторе отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этого учреждения, а также осужденные на срок не свыше шести месяцев, оставленные в следственном изоляторе с их письменного согласия. Исполнение иных видов наказания в следственном изоляторе запрещается.

1.8. Структура и штаты следственного изолятора утверждаются территориальным органом УИС в соответствии с нормативами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, типовыми структурами и штатами, утверждаемыми Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации. Перечни должностей, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются Министром юстиции Российской Федерации.

1.9. Имущество следственного изолятора находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации. Порядок использования имущества следственного изолятора при его ликвидации определяется Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.

1.10. Строительство и оборудование следственного изолятора производится в соответствии с типовыми положениями и нормами, установленными Министерством юстиции Российской Федерации. Размещение сторонних организаций, их филиалов или представительств на территории следственного изолятора запрещается.

1.11. Территория следственного изолятора, его здания, помещения оборудуются инженерно-техническими средствами охраны, средствами сигнализации и связи, видеосистемами слежения и контроля.

1.12. Работа следственного изолятора организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

1.13. Финансирование следственного изолятора осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение следственного изолятора может производиться также за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета. Следственный изолятор вправе дополнительно использовать другие источники финансирования, предусмотренные законом и настоящим Положением.

1.14. Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности осуществляются следственным изолятором самостоятельно в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.

1.15. Контроль за деятельностью следственного изолятора осуществляют органы государственной власти Российской Федерации, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Непосредственный контроль за деятельностью следственного изолятора осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации, Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и территориальный орган УИС.

Органы местного самоуправления, общественные организации (объединения) контролируют деятельность следственного изолятора в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

1.16. Место нахождения и полное наименование следственного изолятора*(8).


2. Основные задачи


Основными задачами следственного изолятора являются:

2.1. Создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания.

2.2. Осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу.

2.3. Обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории.

2.4. Обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

2.5. Организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.


3. Основные функции


Для выполнения стоящих перед ним задач следственный изолятор:

3.1. Осуществляют прием подозреваемых и обвиняемых и размещение их по камерам в соответствии с установленными нормами и требованиями.

3.2. Обеспечивает охрану подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними.

3.3. Обеспечивает изоляцию подозреваемых и обвиняемых.

3.4. Выявляет, предупреждает и пресекает преступления и другие правонарушения со стороны подозреваемых и обвиняемых.

3.5. Обеспечивает установление и поддержание порядка, регламентированного Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

3.6. Предоставляет помещения, расположенные на территории следственного изолятора, оборудованные для проведения специальных следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других экспертиз.

3.7. Осуществляет вывод подозреваемых и обвиняемых из камер к следователям, прокурорам, иным лицам, имеющим право вызова, а также на свидания с защитниками и иными лицами.

3.8. Осуществляет конвоирование подозреваемых и обвиняемых внутри следственного изолятора, при выводе осужденных на хозяйственные работы за пределы следственного изолятора, при доставке лиц, бежавших из-под охраны, при помощи лиц, содержащихся в следственном изоляторе, в медицинское учреждение и при доставке на железнодорожные станции, пристани, в аэропорты и обратно для обмена с караулами, осуществляющими этапирование по плановым маршрутам.

3.9. Освобождает из-под стражи лиц, в отношении которых вынесено соответствующее судебное решение, постановление органа дознания, следователя или прокурора, истек срок содержания под стражей, состоялись акты об амнистии или помиловании либо истек назначенный приговором срок отбывания наказания в виде лишения свободы.

3.10. Осуществляет организацию и проведение мероприятий по обеспечению безопасности следственного изолятора и соблюдению режимных требований на прилегающей к нему территории.

3.11. Осуществляет материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами, установленными законодательством Российской Федерации.

3.12. Исполняет уголовное наказание в виде лишения свободы в отношении категорий осужденных, указанных в пункте 1.7 настоящего Положения.

3.13. Осуществляет проведение оперативно-розыскных мероприятий в следственном изоляторе в порядке, предусмотренном законом.

3.14. Создает необходимые условия для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

3.15. Привлекает подозреваемых и обвиняемых к труду на производстве, организованном в следственном изоляторе, обеспечивая их материальную и моральную заинтересованность в результатах труда. С целью привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду, а также для обеспечения своей жизнедеятельности осуществляет торгово-закупочную деятельность, а также такие виды предпринимательской деятельности, как приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания следственного изолятора, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика, при этом ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности на отдельном балансе.

3.16. Проводит культурно-воспитательную работу с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, создает им условия для получения общего среднего образования.

3.17. Осуществляет права по владению и пользованию закрепленным за следственным изолятором имуществом УИС, находящимся в федеральной собственности, в пределах, установленных договором, заключенным с Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, и принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.

3.18. Осуществляет эксплуатацию зданий, сооружений, систем инженерного обеспечения и жилищного фонда следственного изолятора.

3.19. Осуществляет строительство и ремонт объектов, обеспечивающих жизнедеятельность следственного изолятора, жилья и объектов социальной сферы для его персонала. Контролирует расходование выделенных на эти цели ассигнований. Обеспечивает создание жилищного фонда следственного изолятора и его эксплуатацию.

3.20. Обеспечивает персоналу следственного изолятора и работающим подозреваемым и обвиняемым необходимые условия труда, отвечающие требованиям безопасности, санитарии и гигиены.

3.21. Предоставляет вышестоящим органам УИС, а также государственным органам, на которые законодательством Российской Федерации возложена проверка производственной деятельности следственного изолятора, соответствующую информацию.

3.22. Ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечивает законность и целесообразность проводимых финансовых и хозяйственных операций, экономное и эффективное расходование государственных средств.

3.23. Разрабатывает проекты смет расходов и доходов на содержание следственного изолятора, его жилищного фонда, определяет потребность следственного изолятора и его жилищного фонда в государственных капитальных вложениях, автотранспорте, оборудовании, грузоподъемных средствах, обеспечивает их защиту и согласование.

3.24. Осуществляет финансирование собственных расходов, ведущегося капитального строительства в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований и лимитов, а также средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности и из других законных источников. Обеспечивает рациональное распределение финансовых, материально-технических ресурсов для осуществления задач, стоящих перед следственным изолятором, устанавливает контроль за их использованием.

3.25. Осуществляет своевременную оплату труда, выплату установленных компенсаций и льгот, а также материальное стимулирование персонала следственного изолятора и работающих подозреваемых и обвиняемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.26. Обеспечивает правовую, социальную защиту и личную безопасность персонала следственного изолятора и членов их семей, создание им необходимых жилищно-бытовых условий, а также развитие и бесперебойное функционирование социальной сферы следственного изолятора.

3.27. Организует профессиональную подготовку сотрудников следственного изолятора, а также специальную подготовку к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также оказанием доврачебной помощи пострадавшим.

3.28. Обеспечивает сотрудников следственного изолятора оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения с целью реализации гарантий личной безопасности сотрудников следственного изолятора и членов их семей.

3.29. Осуществляет контроль за выполнением сотрудниками следственного изолятора правил ношения установленной формы одежды.

3.30. Осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке и гражданской обороне аппарата следственного изолятора. Контролирует готовность сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в военный период.

3.31. Осуществляет противопожарные и противоэпидемические мероприятия, предусмотренные государственными стандартами, нормами и правилами.

3.32. Обеспечивает, при наличии условий, создание и развитие подсобных хозяйств с целью увеличения выпуска сельхозпродукции для улучшения снабжения персонала следственного изолятора, членов их семей, а также подозреваемых и обвиняемых продуктами питания.


4. Основные обязанности и права начальника следственного изолятора


4.1. Следственный изолятор возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности начальником территориального органа УИС.

4.2. Начальник следственного изолятора:

4.2.1. Несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на следственный изолятор задач и функций, обеспечивает организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности следственного изолятора, соблюдение государственной штатной и финансовой дисциплины.

4.2.2. Осуществляет текущее руководство деятельностью следственного изолятора на принципах единоначалия, определяет пределы полномочий своих заместителей и начальников структурных подразделений.

4.2.3. Издает в соответствии со своей компетенцией приказы по вопросам деятельности следственного изолятора.

4.2.4. Лично организует порядок содержания осужденных к смертной казни, хранит их личные дела и ведет соответствующую служебную переписку до момента их направления в учреждение, в котором будет исполнен этот вид наказания.

4.2.5. Не позднее чем за двадцать четыре часа до истечения сроков содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых уведомляет об это органы или лиц, в производстве которых находятся уголовные дела, а также прокурора.

4.2.6. Освобождает своим постановлением из следственного изолятора подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых истекли установленные законом сроки заключения под стражу, а соответствующие решения об освобождении либо о продлении срока содержания под стражей или сообщения об этом не поступили.

4.2.7. Представляет в установленном порядке интересы следственного изолятора в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления в российских, международных и зарубежных организациях по вопросам, входящим в его компетенцию, заключает договоры и контракты, касающиеся выполнения возложенных на следственный изолятор функций, выступает истцом и ответчиком в судах.

4.2.8. Рассматривает прогнозы и состояние финансово-экономической, производственно-хозяйственной, торговой и предпринимательской деятельности следственного изолятора, его социального развития.

4.2.9. Распоряжается финансовыми ресурсами, выделенными следственному изолятору из федерального бюджета на решение поставленных перед ним задач, а также полученными в результате предпринимательской деятельности и из других законных источников.

4.2.10. Обеспечивает подбор, расстановку, воспитание и профессиональную подготовку работников следственного изолятора, соблюдение ими законности и служебной дисциплины.

4.2.11. Назначает, перемещает и увольняет в пределах предоставленных полномочий сотрудников следственного изолятора по должностям, входящим в его номенклатуру. Нанимает на работу и увольняет с работы рабочих и служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

4.2.12. Утверждает состав аттестационной комиссии для аттестования сотрудников следственного изолятора.

4.2.13. Предоставляет очередные, краткосрочные, каникулярные и дополнительные отпуска работникам следственного изолятора, дает им разрешение на служебные командировки в пределах России, а также в установленном порядке на выезды в государства-участники Содружества Независимых Государств и иные страны.

4.2.14. Поощряет работников следственного изолятора, а также налагает на них взыскания за нарушение служебной дисциплины в пределах предоставленных прав.

4.2.15. Представляет сотрудников к присвоению очередных специальных званий, присваивает очередные звания лицам младшего начальствующего состава.

4.2.16. Предоставляет сокращенный рабочий день сотрудникам следственного изолятора, исполняющим служебные обязанности во вредных условиях, а также компенсацию за выполнение сотрудниками служебных обязанностей сверх установленного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни и выполнение дополнительных обязанностей за временно отсутствующего сотрудника.

4.2.17. Обеспечивает увеличение должностных окладов персонала следственного изолятора в случае увеличения численности подозреваемых и обвиняемых сверх лимита, в размере одного процента за каждый процент превышения их численности.

4.2.18. Осуществляет прием граждан, рассматривает жалобы и заявления, принимает по ним решения, организует проведение служебных проверок по фактам нарушения законности и чрезвычайным происшествиям.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст.5516.

*(2) При подготовке положения к регистрации указывается полное наименование следственного изолятора.

*(3) При подготовке положения к регистрации указывается полное наименование следственного изолятора - следственный изолятор Управления (Отдела) исполнения наказаний Министерства юстиции по субъекту Российской Федерации (указывается полное наименование территориального органа УИС) - учреждение ИЗ (указывается условное наименование следственного изолятора) и наименование соответствующего решения о его создании.

*(4) От 15.07.95 N 103-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 29, ст.2759).

*(5) От 21.07.93 N 5473-1 (Ведомости съезда Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1316, Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2964; 1998, N 16, ст.1796, N 30, ст.3613).

*(6) При подготовке положения к регистрации здесь и далее по тексту указывается полное наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен следственный изолятор

*(7) При подготовке положения к регистрации здесь и далее по тексту указывается полное наименование территориального органа УИС.

*(8) При подготовке положения к регистрации далее указывается полное наименование следственного изолятора и его адрес.



Приказ Минюста РФ от 25 января 1999 г. N 20 "Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 1999 г.

Регистрационный N 1712


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 18 марта 1999 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 марта 1999 г., N 10


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минюста РФ от 5 марта 2004 г. N 54

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Приказ Минюста РФ от 15 марта 2001 г. N 85

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Актуальный текст документа