Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 29 октября 2002 г. N 18/8/3-91 "Обзор состояния работы аттестационных комиссий по укреплению дисциплины и законности среди личного состава УИС и мерах по ее совершенствованию"

Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 29 октября 2002 г. N 18/8/3-91
"Обзор состояния работы аттестационных комиссий по укреплению дисциплины и законности среди личного состава УИС и мерах по ее совершенствованию"


Анализ состояния воспитательной работы с личным составом, дисциплины и законности свидетельствует о том, что принимаемые ГУИН Минюста России и руководителями территориальных органов УИС меры по улучшению воспитательной работы с личным составом дают положительные результаты.

В настоящее время наметилась тенденция к укреплению подразделений, осуществляющих воспитательную работу с личным составом УИС.

В Концепции совершенствования работы с кадрами в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной заместителем Министра юстиции Российской Федерации государственным советником юстиции 1 класса Ю.И.Калининым, особое место отводится вопросам соблюдения законности и социальной справедливости при формировании резерва кадров на выдвижение и назначении на руководящие должности.

На укрепление воспитательного процесса, мобилизацию личного состава на добросовестное выполнение служебных обязанностей направлена деятельность аттестационных комиссий территориальных органов УИС.

Практика работы аттестационных комиссий свидетельствует о том, что в тех регионах, где этим вопросам руководителями уделяется должное внимание, количество нарушений дисциплины и законности среди личного состава сокращается.

Общее количество преступных проявлений среди личного состава УИС за 9 месяцев 2002 года уменьшилось на 45%, Количество нарушений служебной дисциплины, совершенных сотрудниками, сократилось на 10%. Существенно снизилось число сотрудников, уволенных по отрицательным мотивам.

На 13% уменьшилось количество дисциплинарных проступков в УИС Приволжского и Сибирского федеральных округов. В 47 территориальных органах УИС уровень нарушений служебной дисциплины ниже среднероссийского показателя (60 - в расчете на 1 тыс. л/с).

В два раза снизилось количество нарушителей дисциплины в УИН Минюста России по Калининградской, Орловской областям, на 30% и более - в ГУИН, УИН Минюста России по республикам Башкортостан, Мордовия, Волгоградской и Новосибирской областям.

В УИН Минюста России по Республике Карелия не допущено нарушений законности, уменьшилось на 17% количество нарушений дисциплины среди сотрудников. Уменьшилась текучесть кадров, улучшился качественный состав. Более половины начальствующего состава имеют высшее образование. Вопросы работы с кадрами, воспитательной работы, дисциплины и законности рассматриваются на коллегиях и оперативных совещаниях при начальнике УИН.

В управлении и подчиненных подразделениях созданы и работают аттестационные комиссии, на которых дается максимально объективная и полная оценка нравственных и деловых качеств, навыков и знаний аттестуемых сотрудников. На основе глубокого и всестороннего изучения деловых качеств сотрудников сформирован резерв руководящих кадров, в который включено 103 сотрудника. Сотрудники, зачисленные в резерв руководящих кадров, имеют соответствующее предполагаемым должностям образование. Выполняется индивидуальная программа их подготовки.

Для лиц, впервые поступающих на службу в УИС республики, устанавливается испытательный срок для стажировки по соответствующим должностям по плану индивидуальной подготовки. За каждым вновь принятым на службу сотрудником приказом по учреждению закрепляется наставник, который составляет план обучения совместно с начальником отдела, в который назначен сотрудник. После прохождения первого этапа обучения по месту службы у сотрудников принимаются зачеты. На втором этапе все молодые сотрудники проходят курсовое обучение в учебном центре УИН. Во всех подразделениях работают советы наставников, отлажена система морального и материального стимулирования их труда. Активно работает ветеранская организация.

В ГУИН Минюста России по Свердловской области состав аттестационной комиссии формируется в соответствии с приказом Минюста России от 26 апреля 2002 г. N 117. Заседания комиссий проводятся не реже одного раза в месяц. В работе аттестационной комиссии при рассмотрении аттестаций на подчиненных сотрудников принимают участие руководители учреждений.

Работа комиссий осуществляется на основе утвержденного начальником ГУИН плана аттестации. Все заседания оформляются протоколами. На заседаниях аттестационной комиссии в текущем году рассмотрены аттестации 32 сотрудников:

в связи с выдвижением на вышестоящие должности;

по материалам служебных проверок и дисциплинарных приказов рассмотрено 5 сотрудников;

в целях улучшения результатов служебной деятельности подразделений ГУИН принято решение о проведении аттестации пяти руководителей. Четверо сотрудников аттестованы соответствующими занимаемой должности, по одному сотруднику принято решение о переаттестации через 6 месяцев;

рассмотрено 59 ходатайств по вопросам приема на службу в УИС граждан, уволенных ранее из правоохранительных органов по отрицательным мотивам или имеющим возраст свыше 40 лет. Двум кандидатам отказано в приеме на службу;

рассмотрено 121 ходатайство о присвоении званий младшего начальствующего состава досрочно в порядке поощрения.

В своей работе аттестационная комиссия проявляет принципиальность и принимает решения в интересах службы.

Так, при рассмотрении вопроса о выдвижении капитана внутренней службы В.В.Темнякова на должность начальника контрольно-ревизионного отдела ГУИН члены комиссии принципиально оценили личные качества и результаты служебной деятельности этого сотрудника и воздержались к выдвижению его на указанную должность.

Выводы аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого.

Заседания комиссий проводятся при наличии не менее 2/3 числа членов аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов и заносятся в протокол.

Аттестации с выводами аттестационной комиссии утверждаются начальником ГУИН, объявляются сотрудникам под расписку и приобщаются к личным делам.

Целенаправленная работа аттестационной комиссии позитивно влияет на общее состояние служебной дисциплины и законности в ГУИН Минюста России по Свердловской области. Так, снизилось количество нарушений служебной дисциплины на 6%, не допущено роста нарушений законности среди личного состава.

В то же время в ряде территориальных органов УИС организация воспитательной работы с личным составом не отвечает предъявленным требованиям, имеет существенные недостатки и упущения. Отдельные руководители скрывают случаи дисциплинарных проступков и правонарушений среди сотрудников, проявляют беспринципность в их оценке.

Всего зарегистрировано 313 нарушений законности среди личного состава УИС, в том числе 170 - вступление в незаконные связи с осужденными. Сотрудниками совершено 37 преступлений, из них 23 - общеуголовных, в том числе 6 - связанных с наркотиками. Более тысячи сотрудников допустили злоупотребления спиртными напитками, 139 сотрудников уволены со службы, 44 - на первом году службы.

Увеличилось на 3% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) количество нарушений служебной дисциплины в УИС Южного федерального округа.

Ухудшение состояния дисциплины среди личного состава отмечается в УИН Минюста России по Республике Карачаево-Черкессия (+138%), Магаданской области (+122%), Республике Удмуртия (+84%).

Наиболее высокий уровень нарушений служебной дисциплины в Уральском (205 в расчете на 1 тыс. л/с при среднем по УИС России показателе - 60), Микуньском (157) УЛИУ, ГУИН, УИН Минюста России по республикам Саха (Якутия) и Алтай (по 116), Оренбургской (113), Калужской (112), Ростовской (110), Сахалинской (98) и Читинской (90) областям.

Не принимается исчерпывающих мер по укреплению кадрового состава, снятию социального напряжения в коллективах. В организации работы аттестационных комиссий ГУИН, УИН, ОИН, УЛИУ имеется ряд недостатков:

решения аттестационных комиссий не содержат выводов по аттестациям;

протоколы заседаний комиссии не отражают ни состава комиссии, ни результатов голосования;

отсутствуют аттестации (решение комиссии указывается в приказе как основание увольнения);

аттестации рассматриваются на заседании аттестационной комиссии в отсутствие аттестуемого без соответствующей записи в протоколе;

отсутствуют росписи аттестуемых сотрудников в каждом экземпляре аттестации с указанием даты ознакомления;

не определено, с чьей стороны были нарушены условия контракта о службе;

подписи начальника, утвердившего аттестацию, не скрепляются печатью учреждения (органа) УИС.

Имеют место нарушения требований Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 26 апреля 2002 г. N 117.

В УИН Минюста России по Республике Калмыкия планирование кадровой и воспитательной работы с личным составом осуществляется с нарушением приказа Минюста России N 26-2001 г. Проверки, проводимые сотрудниками кадровых и воспитательных аппаратов с выездом в подразделения, носят формальный характер. Справки по результатам проверок составляются без указания ответственных лиц и сроков устранения выявленных недостатков. Выполнение предложений не контролируется.

Остается высоким уровень сменяемости кадров: в 1999 году - 31,8% (УИС России - 10,8%), 2000 году - 27% (УИС - 11,7%), 2001 году - 35% (УИС - 10,8%). В пяти учреждениях за три года сменились 11 начальников и 56 заместителей начальников подразделений. Только 7% личного состава имеют высшее юридическое образование, 35% сотрудников имеют среднее общее образование.

На аттестационных комиссиях рассматриваются в основном вопросы перемещения и назначения сотрудников. Отсутствуют планы и схемы аттестации сотрудников каждые 5 лет службы в занимаемой должности.

Аттестация майора внутренней службы Н.В.Сангаджиевой была проведена с грубыми нарушениями ст. 17 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и п. 9.16 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 апреля 2002 г. N 117 (аттестация должна рассматриваться в присутствии аттестуемого и только при неявке сотрудника без уважительных причин комиссия может принять решение о проведении аттестации в его отсутствие, о чем делается запись в протоколе). Объяснения членов аттестационной комиссии и присутствовавших на ней сотрудников УИН показали, что вопрос аттестации Н.В.Сангаджиевой обсуждался на двух заседаниях комиссии. На первом заседании вопрос рассмотрен не был, а на втором - решение принято в отсутствии (по болезни) Н.В.Сангаджиевой. Протокол повторного заседания аттестационной комиссии в материалах дела отсутствует.

В марте 2002 года Н.В.Сангаджиевой руководством УИН было отказано в продлении службы сверх установленного предельного возраста, что противоречит постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 3 февраля 1999 года, предусматривающего увольнение сотрудника по достижении предельного возраста, если продолжение службы невозможно по состоянию здоровья либо вследствие отрицательного уровня его профессиональной пригодности.

Работа с резервом не соответствует требованиям приказа Минюста России от 24 апреля 2002 г. N 114 "Об утверждении Инструкции о формировании резерва руководящих кадров в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и работе с ними". Кандидаты не обсуждаются на коллегиях (оперативных совещаниях), решение о зачислении в резерв не оформляется приказом, индивидуальные программы подготовки сотрудников не составляются. Обучение резерва осуществляется только в системе служебной подготовки.

В нарушение ст. 16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации майор внутренней службы А.М.Тавлеев и подполковник внутренней службы А.А.Зулаев при подаче рапорта на пенсию были освобождены от занимаемых должностей и в течение четырех месяцев находились в распоряжении начальника УИН.

Искажается статистическая отчетность по нарушениям законности среди личного состава (форма 3-ПР). Начальник отряда ИК-1 УИН Минюста России по Республике Калмыкия майор внутренней службы 3.С.Гамидов совершил преступление, предусмотренное ст. 290, ч. 2 ст. 159 и ч. 1 ст. 285 УК РФ. В 2002 году Гамидов осужден к восьми годам лишения свободы. Однако в статистической отчетности по правонарушениям данное преступление не учтено.

В соответствии с приказом Минюста России от 19 марта 1999 г. N 319 в подразделениях созданы советы наставников, однако работа с вновь принятыми сотрудниками проводится только в период стажировки. Планы работы наставников и судов чести не содержат мероприятия профилактического характера. Советы наставников не избираются на общих собраниях сотрудников, а назначаются приказами начальников подразделений. Планы работы наставников составляются только на период стажировки, а не на год. Первоначальное обучение личного состава проводится индивидуально-групповым методом в учреждениях без отрыва от службы, что негативно влияет на качество подготовки.

В соответствии с методикой оценки состояние кадровой и воспитательной работы с личным составом в УИН Минюста России по Республике Калмыкия признано неудовлетворительным.

В целях усиления управленческой деятельности по укреплению законности и дисциплины среди личного состава, устранения имеющихся недостатков в работе аттестационных комиссий по профилактике правонарушений, предлагаю:

1. Обеспечить безусловное выполнение нормативных правовых актов и указаний Минюста России и ГУИН Минюста России по вопросам воспитательной работы с личным составом, усилению социальной защищенности сотрудников, укреплению дисциплины и законности среди личного состава.

2. Провести занятия с сотрудниками кадровых аппаратов учреждений по изучению требований Трудового кодекса Российской Федерации, приказов Минюста России от 24 февраля 2002 г. N 114, от 26 апреля 2002 г. N 117.

3. При увольнении сотрудников по основанию п. "д" ст. 58 (в связи с нарушением условий контракта) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ввести в практику подготовку заключений об обстоятельствах невыполнения условий контракта. В заключениях определять, какой конкретный пункт контракта нарушен и какой из сторон, заключивших контракт. Заключение доводить до сведения увольняемого сотрудника под расписку до его увольнения (постоянно, ответственные - начальники кадровых аппаратов).

4. Принять к безусловному выполнению приказ Минюста России от 15 ноября 2001 г. N 304 в части проведения аттестации среднего и старшего начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы.

5. Привести в соответствие с приказом Минюста России от 24 апреля 2002 г. N 114 работу с резервом руководящих кадров УИС.

6. Привести штатную численность сотрудников кадровых, воспитательных служб и инспекций по личному составу в соответствие с имеющейся штатной численностью.

7. Повысить требовательность к руководителям подразделений, кадровому аппарату за обеспечение качественного отбора кандидатов на службу в УИС, исключить случаи приема лиц, не пригодных к работе по морально-нравственным и медицинским критериям.

8. Принять меры к созданию необходимых условий для функционирования общественных формирований и привести в соответствие с приказом Минюста России от 19 марта 1999 г. N 319 работу с наставниками.

9. Ежегодно проводить обучение информационно-пропагандистского актива, председателей судов чести, советов наставников и иных общественных формирований в ходе проведения семинаров, организуемых с каждой категорией.

10. Разработать комплекс мероприятий по становлению в должности молодых сотрудников, не имеющих достаточного уровня профессиональных знаний и устойчивости к противодействиям отрицательных эмоциональных нагрузок, связанных со спецификой службы, с привлечением к этой работе наиболее подготовленных сотрудников и ветеранов УИС.

11. По каждому правонарушению в обязательном порядке назначать служебную проверку, пресекать факты сокрытия случаев дисциплинарных проступков и нарушений законности, беспринципности в их оценке, к виновным принимать действенные меры в соответствии с законом.

12. Проанализировать состояние дисциплины и законности и на основе анализа разработать в подразделениях планы мероприятий по профилактике и предупреждению нарушений дисциплины и законности.

13. О принятых мерах и проделанной работе по выполнению данного указания проинформировать ГУИН Минюста России в докладной записке по итогам 2002 года.


Заместитель начальника
генерал-майор
внутренней службы

С.X.Шамсунов



Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 29 октября 2002 г. N 18/8/3-91 "Обзор состояния работы аттестационных комиссий по укреплению дисциплины и законности среди личного состава УИС и мерах по ее совершенствованию"


Текст письма опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2003 г., N 2


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение