Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N 63-Г06-6 Суд признал недействующими положения закона субъекта РФ, наделяющие органы местного самоуправления государственными полномочиями без передачи необходимых для осуществления этих полномочий материальных и финансовых средств, а также исключающие возможность рассмотрения дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется административное производство, поскольку они противоречат федеральному законодательству

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N 63-Г06-6


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: В.Н. Пирожкова

судей: Г.В. Макарова и В.П. Меркулова,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ненецкого автономного округа о признании отдельных положений Закона Ненецкого автономного округа "О порядке создания и деятельности административных комиссий в Ненецком автономном округе" от 11 декабря 2002 года N 380-03 противоречащими федеральному законодательству по кассационной жалобе Собрания депутатов Ненецкого автономного округа на решение суда Ненецкого автономного округа от 13 февраля 2006 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части Закона округа "О порядке создания и деятельности административных комиссий в Ненецком автономном округе" от 11 декабря 2002 года N 380-03.

Положения Закона наделяют органы местного самоуправления государственными полномочиями, но без передачи необходимых для осуществления этих полномочий материальных и финансовых средств, что противоречит ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" N 154-ФЗ от 28.08.1995 года и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г.

Кроме того, нормы, которыми исключена возможность рассмотрения дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется административное производство, противоречит ст. 29.5 КоАП РФ.

Решением суда Ненецкого автономного округа от 13 февраля 2006 года постановлено: признать ст. 2 в части слов: "Административные комиссии муниципальных образований создаются представительными органами местного самоуправления, которые утверждают Положения об этих комиссиях", в 4 предложении слова "... и представительными органами местного самоуправления", абз. 2 ст. 8 Закона Ненецкого автономного округа "О порядке создания и деятельности административных комиссий в Ненецком автономном округе" от 11.12.2002 года, N 380-03 противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу.

В кассационной жалобе Собрания депутатов Ненецкого автономного округа ставится вопрос об отмене решения, ввиду неправильного применения норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно ст. 2 Закона Ненецкого автономного округа "О порядке создания и деятельности административных комиссий в Ненецком автономном округе" административная комиссия администрации Ненецкого автономного округа создается администрацией Ненецкого автономного округа, которая утверждает Положение об этой комиссии. Административные комиссии муниципальных образований создаются представительными органами местного самоуправления, которые утверждают Положения об этих комиссиях.

Административные комиссии образуются в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, а также членов комиссии. Количественный состав комиссий, который не может быть менее 5 человек, срок их полномочий определяются администрацией Ненецкого автономного округа и представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

В состав административной комиссии администрации Ненецкого автономного округа могут входить депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, государственные служащие, должностные лица органов внутренних дел, а также представители организаций и общественных объединений. В состав административных комиссий муниципальных образований могут входить депутаты представительных органов местного самоуправления, муниципальные служащие, должностные лица органов внутренних дел, а также представители организаций и общественных объединений. В административных комиссиях, за счет средств соответствующего бюджета, может вводиться должность освобожденного ответственного секретаря комиссии.

Анализ вышеназванной нормы в совокупности с положениями ст.ст. 1.1, 1.6, п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ и содержанием ст.ст. 17, 19 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" свидетельствует о том, что представительные органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями в сфере административного законодательства без передачи материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий. Кроме того, законом субъекта не предусмотрены условия и порядок контроля за осуществлением переданных полномочий.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые прокурором положения ст. 2, согласно которой административные комиссии муниципальных образований создаются представительными органами местного самоуправления, которые утверждают Положения об этих комиссиях", и 4-ое предложение этой же статьи со слов "...и представительными органами местного самоуправления самостоятельно", противоречат федеральному законодательству.

Согласно абз. 2 ст. 8 Закона Ненецкого автономного округа "О порядке создания и деятельности административных комиссий в Ненецком автономном округе" дело об административном правонарушении, подведомственное административной комиссии муниципального образования, рассматривается административной комиссией того муниципального образования, на территории которого совершено данное административное правонарушение.

Однако нормами ст. 29.5 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допускается рассмотрение дела также и по месту жительства правонарушителя.

Таким образом, оспариваемой нормой ограничены права гражданина по сравнению с федеральным законом, а установление порядка производства по делам об административном правонарушении в силу ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ относится к ведению Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы, в частности, ссылка на ч. 2 п. 2 ст. 6 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которыми предусмотрено, что муниципальное образование вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, и что создание административных комиссий относится к этим иным вопросам, основан на неправильном толковании закона.

Нормы п. 1 ст. 6 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" относят к предмету ведения муниципальных образований отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться. Вместе с тем, применение норм административного законодательства возложено на органы государственной власти, а рассмотрение дел об административных правонарушениях не относится к вопросам местного значения. Передача государственных полномочий органам местного самоуправления возможно лишь в порядке, установленном законом.

Экономическое обеспечение переданных функций не может осуществляться за счет собственных материальных ресурсов в соответствии с перспективными планами финансирования в соответствии с ФЗ "О бюджетной классификации", поскольку финансовое обеспечение может осуществляться за счет предоставленных местным бюджетам средств из бюджета округа.

Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Суда Ненецкого автономного округа от 13 февраля 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Собрания депутатов Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N 63-Г06-6


Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, июль 2007 г., N 7 (в извлечении)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение