Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 63-Г06-8 Закон субъекта РФ, предусматривающий доплату государственным служащим за вредные условия труда, признан недействующим, поскольку право субъекта РФ на установление в структуре денежного содержания государственного служащего дополнительных выплат, отличных от тех, которые установлены федеральным законодательством, последним не предусмотрено

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 63-Г06-8


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 31 мая 2006 года дело по кассационному представлению прокурора Ненецкого автономного округа на решение суда Ненецкого автономного округа от 13 марта 2006 года, которым отказано в удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Ненецкого автономного округа о признании недействующими отдельных положений Закона Ненецкого автономного округа от 29.11.1996 года N 56-оз "О реестре государственных должностей государственной службы Ненецкого автономного округа".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

В соответствии со статьями 2, 3 и 4 Закона Ненецкого автономного округа от 29.11.1996 года N 56-оз "О реестре государственных должностей государственной службы Ненецкого автономного округа" (в редакции от 05.07.2005 N 609-ОЗ) денежное содержание государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа состоит, в том числе из доплаты за работу во вредных условиях труда; руководители государственных органов в пределах утвержденных фондов оплаты труда самостоятельно устанавливают государственным служащим доплаты за работу во вредных условиях труда; при утверждении годовых фондов оплаты труда предусматриваются средства на выплату доплат за работу во вредных условиях труда в размере фактических выплат.

Исполняющий обязанности прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд Ненецкого автономного округа с заявлением о признании приведенных положений Закона недействующими.

В обоснование требований указал, что окружной законодатель, включив в денежное содержание государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности округа, доплату за работу во вредных условиях труда (за работу на компьютере) в размере до 12 процентов должностного оклада, превысил свои полномочия, поскольку федеральным законодательством указанный вид доплаты не предусмотрен.

Решением суда Ненецкого автономного округа от 13 марта 2006 года в удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Ненецкого автономного округа отказано.

В кассационном представлении прокурор Ненецкого автономного округа просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что, во-первых, поскольку Ненецкий автономный округ не является дотационным, его органы государственной власти в силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ вправе самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда государственных служащих округа; во-вторых, поскольку закон о денежном содержании государственных служащих округа не принят, такое содержание, включая надбавку за работу во вредных условиях, могло быть установлено на основании статьи 28 Закона округа "О государственной службе Ненецкого автономного округа" от 26 августа 1996 г. N 44-оз, в соответствии с которой денежное содержание государственного служащего состоит также из иных выплат, предусмотренных федеральными и окружными законами.

Подобная позиция суда основана на неправильном толковании и применении норм материального права и является ошибочной.

В соответствии с частями 1, 2, 4 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

При этом к дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного ранга, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Согласно части 10 той же статьи гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Изложенное буквально означает, что другие выплаты гражданским служащим производятся помимо денежного содержания (оклад денежного содержания и дополнительные выплаты).

Таким образом, как следует из содержания приведенных норм Федерального закона, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации могут устанавливаться размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и другие выплаты.

Право субъекта Российской Федерации на установление в структуре денежного содержания дополнительных выплат, отличных от тех, которые установлены Федеральным законом, последним не предусмотрено.

В связи с этим нельзя признать обоснованной ссылку суда на то, что в соответствии со статьей 28 Закона округа "О государственной службе Ненецкого автономного округа" от 26 августа 1996 г. N 44-оз денежное содержание государственного служащего состоит также из иных выплат, предусмотренных федеральными и окружными законами.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской  Федерации,  принятыми  по  предмету  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует федеральный закон.

Кроме того, в соответствии с частями 1 и 4 статьи 71 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 17 и статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона.

Порядок вступления в силу статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона в отношении гражданских служащих субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

Как следует из материалов дела и установлено судом, указанные выше положения статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" из-за отсутствия закона о денежном содержании гражданских служащих Ненецкого автономного округа в отношении этих служащих не вступили в силу.

Закон Ненецкого автономного округа от 29.11.1996 года N 56-оз "О реестре государственных должностей государственной службы Ненецкого автономного округа" в оспариваемой редакции был принят после вступления в силу Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В связи с чем у суда не было оснований не применять переходные положения части 5 статьи 71 названного Федерального закона, в соответствии с которыми до вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих денежное содержание гражданских служащих в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются условия выплаты денежного содержания или денежного вознаграждения государственных служащих, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданскими служащими, в том числе размеры денежного вознаграждения, должностных окладов, установленных надбавок, условия и порядок их выплаты, установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах дела, вывод суда о соответствии оспоренных прокурором положений Закона Ненецкого автономного округа федеральному законодательству нельзя признать правильным.

Ссылка суда на статьи 129 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации о возможности повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, не свидетельствует об обоснованности принятого судом решения. Такое повышение в том случае, если государственный гражданский служащий может быть занят на работах с вредными условиями труда, должно осуществляться в соответствии с федеральными законами (статьи 6 и 11 Трудового кодекса РФ).

По этой же причине обоснование судом своего решения положениями статьи 85 Бюджетного кодекса РФ следует признать ошибочным.

В соответствии с названной нормой органы государственной власти действительно вправе самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда государственных служащих округа. Однако осуществление данного полномочия также должно осуществляться в рамках тех требований, которые установлены федеральным законом.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ определила:

решение суда Ненецкого автономного округа от 13 марта 2006 года отменить и принять новое решение, которым заявление исполняющего обязанности прокурора Ненецкого автономного округа удовлетворить.

Признать статью 2 в части установления в составе денежного содержания государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа, доплаты за работу во вредных условиях труда, статью 3 в части установления руководителями государственных органов в пределах утвержденных фондов оплаты труда государственным служащим доплаты за работу во вредных условиях труда, статью 4 в части усмотрения при утверждении годовых фондов оплаты труда средств на выплату доплат за работу во вредных условиях труда в размере фактических выплат Закона Ненецкого автономного округа от 29.11.1996 года N 56-оз "О реестре государственных должностей государственной службы Ненецкого автономного округа" недействующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение суда и признала недействующими положения закона субъекта РФ, устанавливающие, что денежное содержание государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, состоит, в том числе из доплаты за работу во вредных условиях труда (за работу на компьютерах).

Анализ норм Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" позволил Судебной коллегии сделать вывод о том, что нормативными правовыми актами субъекта РФ могут устанавливаться размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта РФ и другие выплаты. Право субъекта РФ на установление в структуре денежного содержания дополнительных выплат, отличных от тех, которые установлены Федеральным законом, последним не предусмотрено. Поскольку в соответствии с Федеральным законом в структуру денежного содержания государственных служащих не входит указанная доплата, следовательно, ее установление на региональном уровне является незаконным. При этом не была принята во внимание ссылка на статьи 129 и 147 Трудового кодекса РФ о возможности повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, поскольку такое повышение в том случае, если государственный служащий может быть занят на работах с вредными условиями труда, должно осуществляться в соответствии с федеральными законами. По этой же причине обоснование нижестоящим судом своего решения положениями ст. 85 Бюджетного кодекса РФ также следует признать ошибочным. Действительно, в соответствии с указанной нормой органы государственной власти субъекта РФ вправе самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда своих государственных служащих. Однако осуществление данного полномочия должно осуществляться в рамках тех требований, которые установлены федеральным законодательством.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 63-Г06-8


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.