Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 июля 2006 г. N 0100/7612-06-32 "О проекте федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за курение табака в не установленных местах"

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 июля 2006 г. N 0100/7612-06-32
"О проекте федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за курение табака в не установленных местах"


В связи с поступающими вопросами относительно проекта N 287353-4 федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (внесен Самарской Губернской Думой) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает следующее.

Законопроектом предлагается установить административную ответственность за курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях культуры, на территориях и помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за розничную продажу сигарет с содержанием менее 20 шт. в каждой упаковке (пачке), и продажу табачных изделий с использованием автоматов, а также продажу табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

Необходимо отметить, что указанный законопроект будет способствовать реализации положений Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", которым установлен запрет курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти.

В связи с этим Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поддерживает в этой части внесенный Самарской Губернской Думой законопроект.

Вместе с тем, некоторые положения законопроекта требуют изменения по следующим основаниям.

Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ специальной нормой (ст. 14.31), устанавливающей ответственность за продажу табачных изделий с нарушением законодательства об ограничении курения табака.

При этом согласно законопроекту меру ответственности юридических лиц предлагается уменьшить по сравнению с ответственностью, установленной статьей 14.15 КоАП РФ за нарушение правил продажи отдельных видов товаров (проектом предлагается установить ответственность юридических лиц до 100 МРОТ, а статьей 14.15 установлена их ответственность до 300 МРОТ), что явно не соответствует общей концепции законопроекта.

Законопроектом предлагается наделить Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, которые будут предусмотрены статьей 6.16 КоАП, а именно курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях культуры, на территориях и помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти.

Указанное предложение не может быть поддержано по следующим основаниям.

Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения. Однако из этого не следует, что контроль за обеспечением требований указанного закона осуществляется исключительно Роспотребнадзором.

Так, реализация содержащихся в указанном Федеральном законе целей осуществляется посредством установления требований к производству, импорту, оптовой торговле и розничной продаже сигарет, к их упаковке, рекламе табака и табачных изделий, запрещению курения табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях культуры, на территориях и помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль за исполнением Федерального закона "Об ограничении курения табака" в части запрета производства, импорта, оптовой торговля# и розничной продажи сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы, а также запрета продажи табачных изделий лицам моложе 18 лет и реализует тем самым свои полномочия по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Федеральным законом "Об ограничении курения табака" определено, что реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, в связи с чем, государственный контроль в этой части осуществляет антимонопольный орган, которым является Федеральная антимонопольная служба.

Таким образом, не только Роспотребнадзор, но и Федеральная антимонопольная служба осуществляют государственный контроль в целях снижения заболеваемости населения.

Наделение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека полномочиями по контролю за исполнением законодательства Российской Федерации в части запрещения курения табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях культуры, на территориях и помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти не соответствует ее функциям и должно осуществляться органами, задачами которых является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, и охраны общественного порядка (МВД России).

Наличие указанных полномочий именно у МВД России обусловлено еще и тем, что составление соответствующего протокола об административном правонарушении сопряжено с установлением личности гражданина, а полномочиями по проверке документов, удостоверяющих личность у граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении, обладают сотрудники милиции (ст. 11 Закона "О милиции").

Кроме того, именно в этом случае удастся избежать дополнительных расходов федерального бюджета.

Изложенной позицией Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека необходимо руководствоваться при поступлении указанного законопроекта в управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации для подготовки соответствующих предложений.


Заместитель
руководителя

Н.В. Шестопалов



Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 июля 2006 г. N 0100/7612-06-32 "О проекте федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за курение табака в не установленных местах"


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.