Главной контрольно-ревизионной инспекцией ФСИН России (далее - ГКРИ ФСИН России) проведен анализ отчетов о работе ведомственного финансового контроля за 2006 год по формам "1-ревизия" и "1-проверка", представленных контрольно-ревизионными аппаратами территориальных органов ФСИН России.
Проведенный анализ работы территориальных органов ФСИН России по выполнению требований, поставленных руководством ФСИН России по приведению численности контрольно-ревизионных органов в соответствие с объемами и объектами контроля, показал, что недостаточно организована работа по данному вопросу и не приняты необходимые меры по укомплектованию штатов ревизионного аппарата в 15 территориальных органах ФСИН России, что, безусловно, сказывается на качестве контрольно-ревизионной работы, росте числа и объемов финансовых нарушений. Наиболее неблагоприятная обстановка с комплектованием ревизионного аппарата по состоянию на 1 января 2007 года сложилась в территориальных органах УФСИН России по Северо-Западному и Дальневосточному федеральным округам, где средняя укомплектованность контрольно-ревизионных служб составляет чуть более 88%.
Остается сложной ситуация с комплектованием ревизионного аппарата в УФСИН России по Северо-Западному федеральному округу.
На протяжении длительного времени, с момента образования контрольно-ревизионного отдела в данном управлении, должность начальника отдела остается вакантной. Вместе с тем на должности ревизионного аппарата были назначены сотрудники, фактически проходящие службу и исполняющие обязанности в других отделах.
Согласно указанию ФСИН России сотрудники контрольно-ревизионного отдела, не соответствующие необходимым требованиям и не исполняющие функциональные обязанности ревизоров, в октябре 2006 года были освобождены от занимаемых должностей. Но руководством управления работа по укомплектованию контрольно-ревизионного аппарата не проводилась. По состоянию на 1 января 2007 года при штатной численности 5 единиц отдел укомплектован двумя сотрудниками, один из которых не принимает участие в проводимых ревизиях и проверках, то есть контрольно-ревизионный отдел не в состоянии выполнять стоящие перед ним задачи.
Аналогичная ситуация с комплектованием ревизионного аппарата сложилась в УФСИН России по Уральскому федеральному округу. При штатной численности 5 единиц контрольно-ревизионный отдел укомплектован полностью, но при этом на две должности назначены сотрудники, фактически проходящие службу и исполняющие обязанности в других отделах.
Наряду с учреждениями и органами УИС, в которых имеются указанные недостатки, есть регионы, где начальники территориальных органов, имеющие в штатах ревизионный аппарат, серьезно относятся к его комплектованию, наладили систему внутреннего контроля.
Полностью укомплектован контрольно-ревизионный отдел в УФСИН России по Южному федеральному округу. Проведена определенная работа по приведению численности в соответствие с утвержденными штатами в УФСИН России по Центральному федеральному округу, где на протяжении длительного времени контрольно-ревизионный отдел был не укомплектован. По состоянию на 1 января 2007 года некомплект составляет 1 единицу.
Руководством 31 территориального органа ФСИН России было принято решение о внесении изменений в штатные расписания, предусмотрев увеличение штатов контрольно-ревизионной службы за счет перераспределения численности аппаратов управлений территориальных органов.
Из-за недооценки роли ведомственного финансового контроля в финансово-хозяйственной деятельности, несмотря на то, что на протяжении последних лет ревизиями и проверками, проводимыми ГКРИ ФСИН России и органами государственного финансового контроля, были выявлены серьезные недостатки и нарушения, руководством УФСИН России по Республике Марий Эл (М.А. Айрян), Мурманской области (В.В. Гаврюшенко) не проводилась работа по организации контрольно-ревизионной деятельности, не были приняты меры по приведению численности ревизорского состава в соответствие с объемами и объектами контроля и, как следствие, из 22 юридических лиц, подлежащих обязательному обревизованию, в УФСИН России по Республике Марий Эл проверены только 8, в УФСИН России по Мурманской области - 17.
Не проведены ревизии во всех юридических лицах, подлежащих обязательному обревизованию, в ГУФСИН, УФСИН России по Ставропольскому краю, Кировской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Смоленской, Томской областям, г. Москве. Контрольно-ревизионными аппаратами УФСИН России по Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области из 17 юридических лиц, подлежащих обязательному ежегодному обревизованию, проверены 4 и 7 соответственно.
Контрольно-ревизионными службами территориальных органов уголовно-исполнительной системы в отчетном периоде была проведена большая работа по профилактике финансовых нарушений, выявлению нерациональных и незаконных бюджетных расходов, осуществлены 1852 документальные ревизии финансово-хозяйственной деятельности, 362 проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, 112 контрольных проверок выполнения предложений по актам ревизий, 2 проверки по предписанию ФСИН России, 8 проверок по обращениям следственных органов и органов прокуратуры Российской Федерации.
В 2006 году контрольно-ревизионными службами территориальных органов было выявлено финансовых нарушений на сумму более 385 млн. рублей, что по сравнению с 2005 годом меньше на 6%, или на 24 млн. рублей. С учетом остатков невозмещенного ущерба на начало отчетного периода надлежало возместить финансовых нарушений на сумму 479,4 млн. рублей, приняты решения по финансовым нарушениям на общую сумму 376,3 млн. рублей.
По результатам ревизий и проверок, проведенных сотрудниками контрольно-ревизионных служб территориальных органов ФСИН России в 2006 году, издано 982 приказа, привлечены к материальной ответственности 682 человека на общую сумму 1354,5 тыс. рублей, к дисциплинарной - 1782 человека, в том числе получили замечание 379 человек, выговор - 1057 человек, строгий выговор - 252 человека, предупреждены о неполном служебном соответствии 63 человека, отстранены от должности 12 человек, уволены из уголовно-исполнительной системы 19 человек.
В общей сумме финансовых нарушений нецелевое и нерациональное использование средств федерального бюджета составляет 20,4%, что ниже аналогичного показателя прошлого года на 17%. Наибольшие суммы данного вида нарушений выявлены ревизорами в ГУФСИН, УФСИН России по Пермскому краю (А.Н. Соколов) - 7352 тыс. рублей, Пензенской области (А.К. Суменков) - 6681 тыс. рублей, Тюменской области (С.П. Зарубин) - 4178 тыс. рублей, Республике Коми (В.М. Урявин) - 4166 тыс. рублей, Читинской области (Ю.А. Амаев) - 3717 тыс. рублей, Астраханской области (А.И. Рощин) - 2888 тыс. рублей, Приморскому краю (А.Ф. Завадский) - 2795 тыс. рублей, Калининградской области (В.Ф. Маленчук) - 2335 тыс. рублей, Архангельской области (И. В. Болотин) - 2296 тыс. рублей, Челябинской области (В.С. Жидков) - 2254 тыс. рублей.
Ввиду слабой организации работы конкурсных комиссий и договорной работы в подразделениях УИС, недостаточного контроля со стороны начальников территориальных органов и их заместителей за деятельностью своих подчиненных, плохого знания нормативных документов продолжают иметь место нарушения при закупке товаров: в 2006 году общая сумма товарно-материальных ценностей, закупленных по завышенным ценам, составила 5327,7 тыс. рублей, что меньше показателя 2005 года в 2 раза. Наибольшие суммы данного нарушения выявлены ревизорами ГУФСИН, УФСИН России по Ярославской области (И.А. Мудров) - 1817 тыс. рублей, Свердловской области (Н.Е. Ткачев) - 561 тыс. рублей, Республике Бурятия (С.П. Суш) - 366 тыс. рублей.
Из-за нарушений в применении нормативных актов по вопросам оплаты труда, отсутствия предварительного и последующего контроля за начислением и выплатой денежного довольствия и заработной платы продолжается рост переплат денежного довольствия, заработной платы и неположенных выплат, выявленных контрольно-ревизионными службами территориальных органов ФСИН России. В 2006 году их было допущено на сумму 25042 тыс. рублей, что больше аналогичного показателя прошлого года в 1,7 раза.
В сравнении с 2005 годом в отчетном периоде произошел значительный рост утрат, недостач и хищений материальных и денежных средств (почти в 3 раза). Из-за неудовлетворительной организации работы внутренних проверочных комиссий, предварительного финансового контроля, формального и несвоевременного проведения годовых инвентаризаций недостачи, утраты и хищения товарно-материальных ценностей и денежных средств своевременно не вскрывались. В 2006 году их выявлено на общую сумму 25603,1 тыс. рублей, или 6,6% от общей суммы выявленных финансовых нарушений.
Ввиду слабого контроля за оприходованием, учетом, хранением, и списанием денежных и материальных ценностей со стороны должностных лиц проверяемых подразделений УИС на высоком уровне остались суммы выявленных излишков денежных и товарно-материальных ценностей - 28651,5 тыс. рублей, что составляет 7,4% от общей суммы финансовых нарушений. Наибольшие суммы излишков материальных ценностей выявлены ревизорами ГУФСИН, УФСИН России по Республике Татарстан (Д.З. Хамадишин) - 3997 тыс. рублей, Красноярскому краю (В.К. Шаешников) - 1946 тыс. рублей, Архангельской (И.В. Болотин) - 1949 тыс. рублей, Вологодской (А.Н. Козлов) - 6857 тыс. рублей, Рязанской (А.В. Протопопов) - 1825 тыс. рублей областям, г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (В.А. Заборовский) - 2013 тыс. рублей, недостач - ГУФСИН, УФСИН России по Архангельской (И.В. Болотин) - 9685 тыс. рублей, Омской (Н.В. Папичев) - 1297 тыс. рублей, Ростовской (В.И. Хижняк) - 901 тыс. рублей, Сахалинской (С.Л. Гавро) - 1345 тыс. рублей областям.
Анализ представленной отчетности показал, что в отчетном периоде наблюдается значительный рост таких финансовых нарушений, как необоснованное, бездокументальное списание товарно-материальных ценностей - в 2 раза, возмещение командировочных расходов сверх установленных норм - в 2,2 раза, возмещение расходов по фиктивным документам при приобретении товарно-материальных ценностей - в 2,2 раза, несанкционированная кредиторская задолженность бюджетных учреждений - в 2,3 раза, завышение норм потребления топливно-энергетических ресурсов - в 1,2 раза.
Недостаточное внимание при проведении документальных ревизий сотрудниками контрольно-ревизионных служб территориальных органов ФСИН России уделялось вопросам деятельности жилищно-бытовых комиссий, выделения безвозмездной финансовой помощи, государственных жилищных сертификатов и жилья. В 2006 году выявлено нарушений на общую сумму 1957,1 тыс. рублей, в то время как ревизиями и проверками ГКРИ ФСИН России - 37958 тыс. рублей.
Наибольшие суммы финансовых нарушений были самостоятельно выявлены ревизорами в ГУФСИН, УФСИН России по Пермскому краю (А.Н. Соколов) - 16290,4 тыс. рублей, республикам Мордовия (В.А. Мальков) - 10810 тыс. рублей, Татарстан (Д.3. Хамадишин) - 17927,2 тыс. рублей, Архангельской (И.В. Болотин) - 29367 тыс. рублей, Волгоградской (И.В. Сизов) - 13403,3 тыс. рублей, Вологодской (А.Н. Козлов) - 22035,9 тыс. рублей, Пензенской (А.К. Суменков) - 13997,3 тыс. рублей, Свердловской (Н.Е. Ткачев) - 22873,5 тыс. рублей, Челябинской (В.С. Жидков) - 13174 тыс. рублей областям.
На низком уровне была организована работа ведомственного финансового контроля в УФСИН России по республикам Марий Эл (М.А. Айрян), Саха (Якутия) (Е.Ф. Белкин), Северная Осетия-Алания (А.Б. Купеев).
Неудовлетворительно была организована работа по возмещению ущерба, причиненного государству недостачами, хищениями и незаконными расходами материальных и денежных средств, в том числе выявленными в 2006 году, УФСИН России по Сахалинской области (С.Л. Гавро). При общей сумме финансовых нарушений, подлежащей взысканию, в размере 7812,2 тыс. рублей возмещено 466,1 тыс. рублей.
Внутренними проверочными комиссиями территориальных органов ФСИН России за отчетный период проведены 71108 проверок товарно-материальных ценностей в местах хранения, 13182 проверки денежных средств в кассах и подотчетных сумм, 2305 проверок в связи со сменой материально ответственного лица.
На 1 января 2006 года остаток невозмещенного ущерба по финансовым нарушениям, выявленным внутренними проверочными комиссиями, составлял 6282,5 тыс. рублей. За 2006 год выявлено финансовых нарушений на общую сумму 9667,3 тыс. рублей (что меньше показателей 2005 года на 18,5%), в том числе недостачи материальных ценностей и денежных средств - 5142,5 тыс. рублей, излишки материальных ценностей и денежных средств - 1733 тыс. рублей, утраты и хищения материальных ценностей и денежных средств - 2791,7 тыс. рублей. Возмещено в 2006 году финансовых нарушений на сумму 9649,9 тыс. рублей. Остаток невозмещенного ущерба на 1 июля 2006 года составляет 6299,9 тыс. рублей.
В структуре выявленных нарушений наибольшую долю составляют нарушения с материальными средствами - 93%, в том числе недостачи - 51,1%. В сравнении с 2005 годом произошел значительный рост нарушений с денежными средствами (в 2 раза), в том числе общая сумма утрат и хищений возросла в 2,6 раза.
По результатам проведенных проверок в территориальных органах ФСИН России издано 524 приказа, к материальной ответственности привлечены 4034 человека, к дисциплинарной - 319 человек, в том числе получили замечание 68 человек, выговор - 217 человек, строгий выговор - 15 человек, отстранены от должности 9 человек, уволены из УИС 10 человек.
Наибольшие суммы недостач, излишек, утрат и хищений материальных и денежных средств в 2006 году были выявлены внутренними проверочными комиссиями в ГУФСИН, УФСИН России по Красноярскому краю (В.К. Шаешников) - на сумму 1031,5 тыс. рублей, Амурской (Ю.М. Герасимов) - 492,7 тыс. рублей, Архангельской (И.В. Болотин) - 970,7 тыс. рублей, Кемеровской (В.С. Должанцев) - 551,8 тыс. рублей, Оренбургской (А.П. Тарнавский) - 533,4 тыс. рублей, Свердловской (Н.Е. Ткачев) - 1014,6 тыс. рублей областям.
По итогам деятельности за 2006 год было установлено, что не организована работа внутренних проверочных комиссий или проверки были проведены формально (не было выявлено финансовых нарушений) в ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике (А.И. Панеш), Хабаровскому краю (В.Г. Конецких), Калининградской (В.Ф. Маленчук), Камчатской (В.Н. Шабанов), Псковской (С.К. Иконников), Сахалинской (С.Л. Гавро), Тверской (А.М. Савихин) областям, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (В.А. Январев).
В то же время при проведении документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности вышеуказанных территориальных органов сотрудниками контрольно-ревизионных служб и Главной контрольно-ревизионной инспекцией ФСИН России были выявлены недостачи, излишки, утраты и хищения денежных средств и материальных ценностей.
Так, в УФСИН России по Сахалинской области за 2006 год ревизорами управления было выявлено недостач и излишек материальных ценностей на сумму 1800 тыс. рублей, Хабаровскому краю - 210 тыс. рублей.
На низком уровне организована работа внутренних проверочных комиссий в УФСИН России по Республике Саха (Якутия) - общая сумма недостач, излишек, утрат и хищений денежных средств и материальных ценностей, выявленных внутренними проверочными комиссиями, составила 0,33 тыс. рублей, а при проведении документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ГКРИ ФСИН России выявлено данных финансовых нарушений на общую сумму 170,8 тыс. рублей, Республике Марий Эл - 29,1 тыс. рублей и 413 тыс. рублей соответственно, Республике Тыва - 0,46 тыс. рублей и 308 тыс. рублей соответственно, Курганской области - 3,9 тыс. рублей и 256 тыс. рублей соответственно.
Формальный подход к осуществлению внутреннего финансового контроля, некомплект ревизионного аппарата, слабая требовательность к должностным лицам, не в полной мере выполняющим профессиональные обязанности, являются причинами выявленных недостатков в целевом и эффективном расходовании бюджетных ассигнований и иных денежных средств, обеспечении сохранности и рационального использования федерального имущества.
С учетом изложенного, в целях принятия действенных мер по укреплению финансовой дисциплины и улучшения организации контрольно-ревизионной работы требую:
1. Проанализировать недостатки в организации внутреннего финансового контроля, принять решения по всем выявленным недостачам, утратам и хищениям, взять на особый контроль процесс возмещения причиненного ущерба виновными лицами, а также выполнение предложений по проведенным ревизиям и проверкам финансово-хозяйственной деятельности подразделений УИС.
2. Взять под персональную ответственность организацию работы внутренних проверочных комиссий, усилить контроль за их деятельностью. Начальникам УФСИН, ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике, республикам Саха (Якутия), Марий Эл, Тыва, Хабаровскому краю, Калининградской, Камчатской, Курганской, Псковской, Сахалинской, Тверской областям, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре провести служебные проверки по фактам неудовлетворительной организации работы внутренних проверочных комиссий, виновных лиц привлечь к дисциплинарной ответственности. Об исполнении доложить в ГКРИ ФСИН России до 1 мая 2007 года.
3. Принять необходимые меры к обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, тщательно разбираться с каждым случаем хищений, недостач и незаконных расходов материальных и денежных средств с привлечением виновных к материальной и дисциплинарной ответственности.
4. Установить персональный контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств. По каждому случаю нецелевого использования финансовых средств проводить служебные расследования и принимать соответствующие решения.
5. Обеспечить контроль за выполнением требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ при организации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за соблюдением требований действующего законодательства при заключении контрактов при размещении государственного оборонного заказа.
6. Усилить контроль за обеспечением воспитательных колоний материально-техническими ресурсами, продуктами питания в соответствии с установленными нормами.
7. Обеспечить контроль за организацией работы жилищно-бытовых комиссий, правильностью выдачи сотрудникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, государственных жилищных сертификатов и безвозмездной финансовой помощи.
8. Укомплектовать вакантные должности ревизорских служб квалифицированными и принципиальными сотрудниками, о чем доложить в ГКРИ ФСИН России до 15 апреля 2006 года.
9. Обеспечить обязательное ежегодное проведение документальных ревизий во всех юридических лицах, подлежащих обревизованию. Документальные ревизии проводить комплексным методом с привлечением специалистов оперативных, финансово-экономических служб, служб материально-технического снабжения.
Руководители территориальных органов, не исполнившие данное требование, по итогам работы за 2007 год будут привлечены к ответственности.
10. Начальникам ГУФСИН, УФСИН России по республикам Марий Эл, Саха (Якутия), Ставропольскому краю, Кировской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Сахалинской, Смоленской, Томской областям, г. Москве провести служебную проверку по факту невыполнения требований приказа ФСИН России от 11 августа 2005 г. N 712, регламентирующих периодичность проведения документальных ревизий в территориальных органах ФСИН России. Материалы проверок, объяснения виновных лиц на имя директора представить в ГКРИ ФСИН России до 1 мая 2007 года.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10. Повысить уровень исполнительской дисциплины при выполнении указаний, распоряжений ФСИН России, строго соблюдать сроки представления и полноту объема запрашиваемой информации.
Директор |
Ю.И. Калинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы исполнения наказаний от 1 марта 2007 г. N 10/1-558 "О результатах контрольно-ревизионной работы и работы внутренних проверочных комиссий в территориальных органах ФСИН России в 2006 году"
Текст письма опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2007 г., N 5