Указание Генеральной прокуратуры РФ от 14 ноября 2008 г. N 229/7р "Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики"

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 14 ноября 2008 г. N 229/7р
"Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики"


В целях обеспечения законности, защиты прав граждан в социальной и экономической сферах, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур принять меры к усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства о труде, занятости населения, пенсионном обеспечении, а также законодательства, направленного на противодействие правонарушениям в экономической сфере.

2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур:

2.1. В целях координации деятельности правоохранительных органов, своевременного выявления и пресечения правонарушений в период оздоровления ситуации в экономике и финансах, оперативного анализа поступающей информации создать рабочие группы из представителей органов МВД России, ФСБ России, ФНС России, Росфинмониторинга и иных государственных органов. Наладить систему оперативного мониторинга состояния законности в указанных сферах с использованием всего комплекса предоставленных полномочий в рамках межведомственного взаимодействия.

2.2. Установить надлежащее взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части выполнения принятых Правительством Российской Федерации, а также региональными и местными органами власти планов действий, направленных на улучшение экономической ситуации.

2.3. Усилить надзор за соблюдением конституционных прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. По каждому факту невыплаты заработной платы виновных лиц привлекать к административной ответственности; при выявлении фактов повторного совершения правонарушения в указанной сфере использовать полномочия по привлечению виновных лиц к ответственности в виде дисквалификации. В отношении руководителей и должностных лиц, которые не выплачивают вознаграждение за труд свыше двух месяцев, инициировать применение мер уголовно-правового воздействия.

2.4. Взять под особый контроль деятельность предприятий и организаций, на которых в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата планируется высвобождение работников. При проверках исполнения работодателями законодательства о труде анализировать выполнение ими обязанностей по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора.

2.5. Обеспечить надзор за деятельностью предприятий, учреждений и организаций, использующих иностранную рабочую силу, по своевременному информированию органов миграционной службы о досрочном расторжении договоров с иностранными работниками и содействию их выезду из Российской Федерации.

2.6. Мерами прокурорского надзора обеспечить исполнение территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости полномочий по выявлению и устранению нарушений законодательства об оплате труда, по осуществлению контроля и надзора за обеспечением работодателями предусмотренных законом гарантий и компенсаций увольняемым работникам.

При ненадлежащем исполнении сотрудниками контролирующих органов своих служебных обязанностей ставить вопрос о привлечении их к ответственности.

2.7. Систематически анализировать работу центров занятости по оказанию услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, расходованию выделенных на эти цели из федерального бюджета субвенций. Обратить внимание на вопросы трудоустройства и обучения профессиям особо нуждающихся в социальной защите граждан, в том числе несовершеннолетних. Требовать от должностных лиц центров занятости выполнения возложенных обязанностей по созданию банков данных вакантных рабочих мест, соблюдению преимущественного права безработных, состоящих на учете свыше 6 месяцев, на участие в общественных работах.

2.8. Осуществлять мониторинг складывающейся ситуации с соблюдением пенсионных прав граждан. Решительно пресекать факты несвоевременной выплаты пенсий и пособий гражданам кредитными учреждениями.

2.9. При осуществлении полномочий по сбору, анализу и проверке сведений о нарушениях законодательства наладить тесный контакт и взаимодействие с профсоюзными и другими общественными организациями.

2.10. Осуществлять постоянный мониторинг материалов средств массовой информации в целях выявления сведений о нарушениях закона, по которым при наличии оснований незамедлительно организовывать соответствующие проверки, в том числе в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

2.11. Акцентировать усилия на:

выявлении правонарушений при расходовании средств государственной поддержки, предотвращении фактов их нецелевого использования, в том числе путем переводов за рубеж, и хищений;

пресечении неправомерных действий, связанных с банкротством кредитных учреждений, выдачей банковских кредитов, рейдерством, а также на рынке ценных бумаг, в сфере налогового и валютного регулирования;

соблюдении законности при использовании государственного и муниципального имущества, его отчуждении и исполнении связанных с этим судебных актов;

исполнении антимонопольного законодательства, обращая внимание на борьбу с ценовыми сговорами, незаконные действия естественных монополий и регулирующих органов, направленные на повышение тарифов;

противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации, пресечении "информационных атак", дестабилизирующих работу банков и иных финансовых учреждений;

выявлении и пресечении фактов злоупотребления банковскими и государственными служащими служебным положением при выделении средств государственной поддержки на преодоление финансового кризиса; противодействие коррупции;

пресечении фактов незаконной деятельности общественных организаций и граждан, разжигающих межнациональную рознь, использования трудностей в экономике для дестабилизации обстановки в регионах.

2.12. При проведении проверок обеспечить соблюдение банковской и иной охраняемой законом тайны, не допускать действий, которые могут повлечь за собой дестабилизацию работы проверяемых организаций, а также спровоцировать неблагоприятные социальные последствия в результате прокурорского вмешательства.

2.13. Принять дополнительные меры по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами дел о защите трудовых и жилищных прав граждан, в том числе о выселении из жилых помещений, связанных с расторжением ипотечных, кредитных договоров и иных гражданско-правовых сделок.

2.14. При проведении проверок исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях производить ежемесячные сверки материалов, содержащих сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, направленных в правоохранительные органы Росфинмониторингом, ФСФР, ФНС России и их территориальными органами, ЦБ РФ и его учреждениями, а также иными уполномоченными органами. В этих целях осуществлять с ними постоянное взаимодействие и систематический обмен информацией о состоянии законности в сфере операций с денежными средствами.

2.15. Обеспечить своевременную и тщательную проверку законности постановлений органов предварительного расследования о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам противоправных действий в социальной и экономической сферах. Выяснять причастность к преступлениям данной направленности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных и контролирующих органов.

Организовать надлежащий надзор за расследованием таких уголовных дел и их учет.

Указание направить начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.


Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции

Ю.Я. Чайка


В связи с финансовым кризисом возникла необходимость в усилении прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства, законодательства о пенсионном обеспечении, а также в принятии мер по противодействию экономическим правонарушениям.

Так, органам прокуратуры предписывается осуществлять межведомственное взаимодействие путем создания рабочих групп из представителей органов МВД России, ФСБ России, ФНС России, Росфинмониторинга и иных государственных органов.

Следует усилить надзор за своевременной выплатой зарплаты, пенсий. Должны контролироваться предприятия, на которых планируется сокращение численности или штата работников, в части полной выплаты выходного пособия, обеспечения гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора.

Систематически необходимо анализировать работу центров занятости населения, в том числе по трудоустройству несовершеннолетних.

Особое внимание следует уделить расходованию выделяемых бюджетных средств, использованию государственного и муниципального имущества, исполнению антимонопольного и антикоррупционного законодательства.


Указание Генеральной прокуратуры РФ от 14 ноября 2008 г. N 229/7р "Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики"


Текст указания размещен на сайте Генеральной Прокуратуры РФ в Internet (http://genproc.gov.ru)


Актуальный текст документа