Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 октября 2008 г. N 196 "О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 октября 2008 г. N 196
"О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции"

С изменениями и дополнениями от:

29 декабря 2009 г.

ГАРАНТ:

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 мая 2010 г. N 209 настоящий приказ признан утратившим силу

О противодействии коррупции см. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ

Принятие Национального плана противодействия коррупции, ратификация Российской Федерацией антикоррупционных Конвенций Организации Объединенных Наций и Совета Европы внесли кардинальные изменения в организацию противодействия коррупции в Российской Федерации. В системе органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства в этой сфере (далее - специализированные подразделения).

Вместе с тем уровень распространенности этого явления продолжает оставаться высоким, что обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования организации прокурорского надзора на данном участке, уточнения задач и функций специализированных подразделений на современном этапе.

Важно усилить прокурорский надзор за исполнением федерального законодательства в сфере реализации ключевых направлений государственной антикоррупционной политики и обеспечить координацию деятельности правоохранительных органов в этой сфере. Основные элементы такой политики составляют положения Национального плана по противодействию коррупции, соответствующие указы Президента Российской Федерации, решения Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

С учетом приоритетности данного направления прокурорской деятельности, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур принять меры к усилению борьбы с коррупцией, активизации работы по выявлению и пресечению злоупотреблений государственных и муниципальных служащих служебными полномочиями.

Важнейшей задачей надзорной деятельности считать своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий.

2. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в соответствии с Положением об управлении и иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

1) координировать деятельность подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, в том числе по реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;

2) систематически проверять исполнение законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти с привлечением при необходимости иных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

3) контролировать работу прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, обеспечить организационное и методическое руководство такой деятельностью, проверять организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства в указанной сфере;

4) на основе анализа собственной надзорной деятельности, а также информации от других подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и нижестоящих прокуратур осуществлять, привлекая иные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

подготовку информационно-аналитических и иных материалов, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции,

разработку мероприятий по совершенствованию прокурорского надзора;

5) регулярно обсуждать проблемы правоприменительной практики и межведомственного взаимодействия в сфере противодействия коррупции на заседаниях Экспертной группы по противодействию коррупции при Межведомственной группе по противодействию преступлениям в сфере экономики;

6) инициировать обсуждение наиболее актуальных вопросов на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2009 г. N 402 пункт 2 настоящего приказа дополнен подпунктом 7

7) в целях проведения антикоррупционной экспертизы организовать изучение действующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и организаций федерального уровня, обладающих правом нормотворчества, - Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, относящихся к категории, установленной частью 2 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

3. Главным управлениям и управлениям, а также Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации к 21 июля и 21 января представлять в пределах своей компетенции в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции информацию по итогам полугодия для подготовки доклада Совету при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции:

о результатах работы органов прокуратуры по противодействию коррупции, в том числе по выполнению пункта 3 раздела IV Национального плана противодействия коррупции;

о результатах работы соответствующих правоохранительных органов по борьбе с коррупционными проявлениями.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным прокурорам специализированных прокуратур:

1) с целью получения данных о коррупционных проявлениях наладить деловое взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой информации, субъектами предпринимательской деятельности. Безотлагательно организовывать проверки сведений о коррупционных правонарушениях и принимать по ним решения о привлечении виновных к установленной законом ответственности, в том числе о привлечении юридических лиц к административной ответственности;

2) в целях совершенствования работы по выявлению преступлений коррупционной направленности сформировать из числа представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов постоянно действующие рабочие группы, на заседаниях которых рассматривать ход реализации соответствующих мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2009 г. N 402 в подпункт 3 пункта 4 настоящего приказа внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

3) усилить надзор за законностью правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в том числе устанавливающих запреты и ограничения в сфере предпринимательской деятельности, реализации прав и свобод граждан. Добиваться отмены незаконных правовых актов, в том числе посредством обращения в суд, а также исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов;

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2009 г. N 402 в подпункт 4 пункта 4 настоящего приказа внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

4) Регулярно проверять на коррупционность практику правоприменения. Обнаружив коррупционные факторы в деятельности поднадзорных государственных и муниципальных органов, готовить предложения по корректировке законодательства;

5) практиковать привлечение к проверкам законодательства о противодействии коррупции, государственной и муниципальной службе сотрудников соответствующих подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки коррупционных преступлений, своевременно направлять мотивированное постановление с приложением подтверждающих материалов в следственные органы. Обеспечить постоянный текущий контроль и эффективный прокурорский надзор за принятием процессуальных решений по таким материалам;

6) ежеквартально проводить в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проверки соблюдения законности при получении и документировании информации о коррупционной деятельности, принятии решений по ее проверке и последующей реализации в делах оперативного учета. В целях обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина активнее использовать полномочия по восстановлению нарушенных в ходе оперативно-розыскной деятельности прав и законных интересов физических и юридических лиц, возмещению причиненного вреда. Надзирая за законностью оперативно-розыскной деятельности, исходить из того, что основные усилия сотрудников правоохранительных органов должны быть направлены на выявление и пресечение преступлений, представляющих большую общественную опасность;

7) обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях коррупционной направленности, законностью принимаемых процессуальных решений о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовных дел.

При установлении фактов волокиты, принятия незаконных решений, неполноты проверок ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, а также рассматривать вопрос об ответственности прокурорских работников, не обеспечивающих надлежащий надзор за их деятельностью;

8) осуществляя надзор за расследованием уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, обращать внимание на наличие представлений и принятие других мер по устранению причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям должностных лиц.

9) поддержание государственного обвинения по делам указанной категории поручать наиболее квалифицированным работникам. По особо значимым делам поддерживать государственное обвинение лично;

10) взвешенно, с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства и положения о недопустимости разглашения данных предварительного следствия информировать общественность о работе органов прокуратуры по противодействию коррупции и конкретных результатах прокурорского надзора.

5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:

1) активизировать работу координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, на которых обсуждать актуальные проблемы правоприменительной практики по борьбе с коррупцией.

Копии материалов координационных совещаний и планов работы прокуратур в сфере противодействия коррупции, а также отчетов об исполнении принятых решений (выполнении планов) направлять в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и Главное организационно-инспекторское управление (военным прокурорам представлять соответствующие материалы в Главную военную прокуратуру);

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2009 г. N 402 в подпункт 2 пункта 5 настоящего приказа внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

2) незамедлительно информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции о несоответствии законодательству о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции правовых актов федеральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и должностных лиц, а также о наличии в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти коррупциогенных факторов;

3) в случаях нарушения руководителями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти законодательства о государственной службе и противодействии коррупции вносить в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции мотивированные предложения о постановке перед руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти вопроса о привлечении их к ответственности;

4) с привлечением территориальных органов Федеральной антимонопольной службы систематически проверять соблюдение законодательства о закупках продукции (выполнении работ, оказании услуг) для государственных и муниципальных нужд. В рамках своей компетенции добиваться соблюдения прозрачности процедур закупок. Принципиально реагировать на факты совершения государственными и муниципальными служащими незаконных действий, которыми причинен ущерб соответствующим бюджетам. Во всех случаях ставить вопрос о привлечении виновных к ответственности, соответствующей характеру их деяний и соразмерной причиненному ими ущербу.

Средствами прокурорского надзора добиваться возмещения причиненного ущерба. Активнее использовать в этих целях право на обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными незаконных сделок;

5) лично контролировать организацию надзора за расследованием наиболее актуальных уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности.

Своевременно принимать меры к пресечению незаконного воздействия на прокурорских работников с целью повлиять на законность и обоснованность принимаемых по делу решений;

6) о выявленных особо значимых нарушениях закона, влияющих на социально-экономическую ситуацию региона, государства, а также совершенных лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации незамедлительно информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2009 г. N 402 в подпункт 7 пункта 5 настоящего приказа внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

7) ежеквартально (до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) докладывать в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции о состоянии прокурорского надзора в указанной сфере. В докладных записках, помимо прочих данных, в обязательном порядке отражать:

анализ состояния законности и борьбы с преступностью, организации прокурорского надзора в указанной сфере;

данные о результатах оперативно-розыскной деятельности за отчетный период, в том числе по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, представляющих большую общественную опасность и совершенных лицами особого правового статуса;

практику рассмотрения сообщений о коррупционных преступлениях, расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о таких преступлениях, а также участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;

результаты работы органов МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России, МЧС России по борьбе с коррупционными преступлениями;

состояние борьбы с коррупцией в правоохранительных органах, в том числе количество сотрудников правоохранительных органов (с разбивкой по соответствующим ведомствам и категориям), привлеченных к уголовной ответственности за отчетный период, с приведением наиболее типичных примеров;

выявленные в ходе осуществления прокурорского надзора основные причины и факторы, способствующие коррупции, включая коррупционность практики правоприменения, принятые меры по их устранению, а также имеющиеся предложения по корректировке законодательства;

проблемы и недостатки в работе по противодействию коррупции, предложения по их решению;

8) в связи с открытием на официальном Интернет-портале Генеральной прокуратуры Российской Федерации раздела "Борьба с коррупцией" (www.genproc.gov.ru/ipriem/corrupt) и в целях упорядочения работы по анализу и рассмотрению поступающих с него обращений о фактах коррупции (далее - обращения с сайта) обеспечить:

ведение отдельного учета обращений с сайта, контроль за ходом их рассмотрения; сбор, накопление и анализ статистических и иных данных, связанных с разрешением таких обращений;

по результатам рассмотрения обращений с сайта - незамедлительное направление копий принятых актов прокурорского реагирования, ответов заявителям, а также, по мере накопления, аналитической и иной информации о разрешении таких обращений в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

6. Военным прокурорам:

1) в соответствии с настоящим приказом и организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора обеспечить системный прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в поднадзорных воинских частях, органах и учреждениях;

2) регулярно проверять с привлечением Федеральной службы по оборонному заказу и ее территориальных органов исполнение законодательства о государственном оборонном заказе при организации и осуществлении поставок вооружения, военной, специальной техники и материальных средств для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

3) регулярно обсуждать проблемы правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции на координационных совещаниях по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации;

4) ежеквартально анализировать практику надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Соответствующие доклады (до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом) представлять в отдел надзора (за исполнением законодательства о противодействии коррупции) Главной военной прокуратуры.

7. Отделу надзора (за исполнением законодательства о противодействии коррупции) Главной военной прокуратуры результаты обобщения практики прокурорского надзора, предусмотренного подпунктом 4 пункта 6 настоящего приказа, ежеквартально (до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом) направлять в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

8. Главному организационно-инспекторскому управлению совместно с управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции к 1 декабря 2008 г. подготовить изменения в статистический отчет "Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности" по форме "К", предусматривающие отчет о работе прокурора по оценке нормативных правовых актов и практики правоприменения на коррупциогенность.

9. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации во взаимодействии с управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции организовать обучение и повышение квалификации прокурорских работников в сфере противодействия коррупции, своевременно готовить соответствующие методические рекомендации по актуальным направлениям прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в том числе по проведению проверок исполнения данного законодательства.

10. Признать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28 марта 2007 г. N 53 "Об усилении борьбы с коррупцией и нарушениями законодательства о государственной и муниципальной службе".

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э., заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора Фридинского С.Н. и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.

 

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции

Ю.Я. Чайка

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Принятие Национального плана противодействия коррупции и ратификация антикоррупционных Конвенций ООН и Совета Европы внесли кардинальные изменения в организацию противодействия коррупции в РФ. В связи с этим органам и отдельным должностным лицам прокуратуры предписывается усилить контроль за коррупцией.

В частности, необходимо: своевременно предупреждать коррупционные правонарушения, выявлять и устранять их причины и условия; взаимодействовать с общественными организациями, СМИ и субъектами предпринимательской деятельности при получении данных о коррупционных проявлениях; усилить надзор за законностью правовых актов органов власти; при установлении фактов волокиты, принятии незаконных решений, следует привлекать к ответственности виновных лиц.

Привлекая территориальные органы ФАС России, следует систематически проверять соблюдение правил госзакупок продукции (выполнения работ, оказания услуг).

О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией необходимо отчитываться перед управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Приказ Генерального прокурора РФ от 28 марта 2007 года N 53, определявший прежние направления борьбы с коррупцией, признан утратившим силу.


Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 октября 2008 г. N 196 "О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции"


Текст приказа официально опубликован не был


Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 мая 2010 г. N 209 настоящий приказ признан утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2009 г. N 402