Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г. N 555 "Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы"

Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г. N 555
"Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы"

ГАРАНТ:

По заключению Минюста РФ от 17 марта 2011 г. N 01/15032-ДК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109; 2005, N 29, ст. 3037, N 49, ст. 5204; 2007, N 11, ст. 1283; 2008, N 18, ст. 2009, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300, N 20, ст. 2435), а также в целях повышения эффективности организации и проведения воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе приказываю:

1. Утвердить:

Положение об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы (приложение N 1);

Положение об органах воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы (приложение N 2);

Положение о наставничестве в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (приложение N 3);

Положение о комнате воспитательной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (приложение N 4);

Руководство по организации общественно-государственной подготовки, общественно-политического и государственно-правового информирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (приложение N 5).

2. Признать утратившими силу приказы ФСИН России от 14.06.2006 N 390 "Об организации воспитательной работы с работниками Федеральной службы исполнения наказаний" (признан Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации 26.05.2006) и от 17.05.2007 N 242 "Об организации общественно-государственной подготовки, общественно-политического и государственно-правового информирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 05.06.2007 N 01/5446-АБ).

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России, осуществляющего руководство в сфере организации кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.


Директор
генерал-полковник внутренней службы

А.А. Реймер


Приложение N 1
к приказу Федеральной
службы исполнения наказаний
от 28 декабря 2010 г. N 555


Положение
об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы


1. Одной из основных задач реформирования уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) является своевременное обеспечение учреждений и органов УИС квалифицированными кадрами. Обеспечение эффективного процесса исполнения уголовных наказаний, в том числе в виде лишения свободы, зависит не только от создания необходимой правовой, экономической и материально-технической базы, но и в значительной степени от персонала учреждений, исполняющих наказания, его выучки и профессионализма, моральной зрелости и уровня правовой культуры.

2. Настоящее Положение определяет общий порядок организации воспитательной работы в УИС.

Положение об организации воспитательной работы в УИС разработано и реализуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Минюста России и ФСИН России, а также Концепцией воспитания работников УИС.

3. Воспитательная работа заключается в проведении комплекса информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у работников УИС необходимых профессиональных качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.

Воспитательная работа проводится при решении оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач в повседневной деятельности учреждений и органов УИС. При решении служебно-боевых задач осуществляется морально-психологическое обеспечение.

4. Основные задачи воспитательной работы с работниками УИС:

осуществление государственной политики в области исполнения наказаний;

поддержание высокого уровня морально-психологического состояния и служебной дисциплины в УИС;

повышение престижа службы и авторитета работников УИС;

проведение последовательной научно обоснованной кадровой политики в УИС;

формирование профессионально компетентных, обладающих организаторскими способностями, инициативных, высоконравственных работников УИС.

Задачи воспитательной работы решаются с учетом социально-экономической, общественно-политической, информационной и религиозной обстановки района расположения учреждений и органов УИС, морально-психологического состояния работников УИС. При этом обеспечивается максимальная сопряженность решаемых задач и воспитательной работы.

5. Эффективность воспитательной работы достигается: скоординированными действиями должностных лиц всех уровней; обеспечением непрерывности и дифференцированным подходом при ее организации с различными категориями работников УИС; наличием подготовленных в профессиональном отношении кадров и необходимой материальной базы.

Результативность мер, направленных на воспитание работников УИС, достигается за счет индивидуального воздействия, с учетом их уровня образования, возраста, опыта, пола, отношения к религии, национальных и других особенностей, нравственного, духовного и физического развития, соблюдения их законных прав.

6. Организация, руководство и контроль воспитательной работы с работниками УИС возлагаются на соответствующих должностных лиц учреждений и органов УИС.

Начальники учреждений и органов УИС:

осуществляют руководство воспитательной работой и реализуют мероприятия, направленные на решение конкретных задач, поддержание законности и служебной дисциплины, здоровой морально-психологической обстановки в служебных коллективах, оказание социальной помощи работникам УИС и членам их семей;

проводят анализ и ставят задачи подчиненным должностным лицам, органам управления по содержанию, организации и проведению воспитательной работы с работниками УИС;

представляют объективную информацию в вышестоящие органы управления о состоянии законности и служебной дисциплины, морально-психологической обстановке и настроениях работников УИС в подчиненных подразделениях;

осуществляют контроль качества выполнения поставленных задач по воспитанию работников УИС, подводят итоги воспитательной работы, ставят задачи заместителям, начальникам отделов и служб, подразделений, должностным лицам органов воспитательной работы по ее совершенствованию.

Начальники отделов и служб учреждений и органов УИС:

осуществляют организацию воспитательной работы, представление объективной информации начальникам учреждений и органов УИС и их заместителям, курирующим работу с личным составом, о состоянии законности и служебной дисциплины, морально-психологической обстановке в подчиненных подразделениях;

обеспечивают планирование воспитательной работы с работниками УИС в процессе служебной деятельности;

организуют и проводят мероприятия по поддержанию порядка, обеспечению законности и служебной дисциплины, участвуют в работе по информационно-пропагандистскому обеспечению;

на основе анализа морально-психологического состояния работников УИС вносят предложения по его укреплению, участвуют в их реализации;

лично участвуют в проведении мероприятий воспитательной работы с работниками УИС в подчиненных подразделениях.

7. Система работы должностных лиц по организации воспитательной работы с работниками УИС включает:

уяснение и оценку исходных данных, а именно: знания работниками УИС руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уровня качества решения оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач, состояния законности и служебной дисциплины, а также морально-психологического климата в служебных коллективах, социального положения работников УИС и членов их семей, возможностей объектов учебно-материальной базы воспитательной работы;

принятие решения по организации воспитательной работы и поддержанию законности и служебной дисциплины в учреждениях и органах УИС (какими силами, средствами и способами, в какой последовательности и в какие сроки должны быть выполнены основные первоочередные мероприятия воспитательной работы);

планирование и проведение мероприятий воспитательной работы в учреждении и органе УИС;

всесторонний контроль и оказание помощи в организации и проведении мероприятий воспитательной работы подчиненным должностным лицам;

подведение в установленные сроки итогов воспитательной работы, состояния законности и служебной дисциплины, устранение недостатков, выявленных в ходе этой работы.

8. Планирование воспитательной работы с работниками УИС осуществляется в учреждениях и органах УИС исходя из стоящих перед ними задач:

в учреждениях и органах УИС - на полугодие;

в образовательных учреждениях ФСИН России, для курсантов (слушателей) - на учебный год;

в отделах и службах учреждений и органов УИС - на квартал.

Вопросы и мероприятия воспитательной работы с работниками УИС отражаются в документах по планированию служебной деятельности (в планах организационно-практических мероприятий, планах работы структурных подразделений, отделов, служб). При этом заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующие работу с личным составом, согласовывают их в обязательном порядке, обеспечивая соответствие указанных планов нормативным документам по организации воспитательной работы с работниками УИС.

Текущее планирование воспитательной работы с работниками УИС отделом (отделением, группой) по работе с личным составом в учреждениях и органах УИС осуществляется по конкретным задачам, а также в соответствии с перспективным планированием.

План воспитательной работы с работниками УИС включает в себя следующие разделы:

информационно-пропагандистская работа;

работа по укреплению законности и служебной дисциплины;

социальная работа;

культурно-досуговая работа.

Количество проводимых мероприятий по разделам не ограничено, а их содержание не должно дублировать должностные инструкции сотрудников УИС, входящих в состав органов воспитательной работы, и планы аналогичных периодов прошлых лет, за исключением традиционных ежегодно проводимых мероприятий.

9. Индивидуально-воспитательную работу планируют и проводят:

с подчиненным рядовым и начальствующим составами - соответствующие начальники отделов и служб учреждений и органов УИС;

с подчиненными начальниками отделов и служб, заместителями начальников учреждений УИС - соответствующие начальники учреждений УИС, заместители начальников территориальных органов ФСИН России по курируемым направлениям деятельности;

с начальниками отделов и служб территориальных органов ФСИН России, подчиненными начальниками учреждений УИС - соответствующие начальники территориальных органов ФСИН России и их заместители по курируемым направлениям деятельности.

Планирование и учет индивидуально-воспитательной работы с работниками УИС фиксируются в тетрадях индивидуально-воспитательной работы соответствующих руководителей.

10. Основными направлениями воспитательной работы с работниками УИС являются сплочение служебных коллективов, поддержание в них здоровой морально-психологической обстановки, которые достигаются:

изучением руководителями личностных качеств работников УИС, их нужд и запросов;

повышением эффективности наставничества, применением методов морально-психологического воздействия на работников УИС, повышением их квалификации, внедрением передового опыта и поощрением лучших специалистов.

11. В целях воспитания проводятся общие собрания работников УИС:

в отделах и службах учреждений и органов УИС - не реже одного раза в квартал;

в подразделениях курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России - не реже одного раза в квартал;

в учреждениях и органах УИС - не реже одного раза в полугодие.

Решениями общих собраний создаются общественные формирования, необходимые для улучшения морально-психологического климата, укрепления законности и служебной дисциплины, организации культурно-досуговой работы, которые утверждаются приказами руководителей учреждений и органов УИС.

12. Воспитательное воздействие на работников УИС осуществляется с использованием следующих форм информационно-пропагандистской работы:

занятия по общественно-государственной подготовке;

плановое, оперативное общественно-политическое и государственно-правовое информирование, просмотр учебных кино- и видеофильмов, общие собрания, прямое обращение руководителей всех уровней к работникам УИС, научно-практические конференции, тематические вечера, применение средств наглядной агитации и др.

В содержании информационно-пропагандистских мероприятий отражается специфика решаемых в учреждениях и органах УИС оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач.

В целях проведения информационно-пропагандистской работы в учреждениях и органах УИС создаются нештатные информационно-пропагандистские группы из наиболее подготовленных и авторитетных работников УИС, избираемых на общих собраниях работников УИС.

Руководство их деятельностью осуществляют соответствующие должностные лица органов воспитательной работы, заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующих работу с личным составом.

Должностные лица органов воспитательной работы с работниками УИС обучают средний и старший начальствующий состав, нештатный информационный актив практике информационно-пропагандистской работы.

Руководящий состав учреждений и органов УИС планово принимает участие в проведении мероприятий информационно-пропагандистской работы с работниками УИС.

13. В воспитательных целях с учетом специфики решаемых задач в учреждениях и органах УИС используются стенная печать, средства наглядной агитации, организуется подписка на газеты и журналы, оборудуются комнаты воспитательной работы.

В учреждениях и органах УИС выпускаются стенные газеты - не реже одного раза в месяц, фотогазеты - по мере необходимости.

14. Планирование культурно-досуговой работы с различными категориями работников УИС и членами их семей осуществляется дифференцированно c учетом местных региональных особенностей и традиций, наличием материальной базы для проведения данных мероприятий в учреждениях и органах УИС и иных условий.

Начальники учреждений и органов УИС обеспечивают активное участие работников УИС и членов их семей в различных формах самодеятельного художественного творчества, поддержку и развитие творческих коллективов, культурно-шефской работы, постоянное пополнение книжных фондов библиотек, развитие и обновление экспозиций музеев, комнат истории.

В учреждениях и органах УИС организуются выступления профессиональных и самодеятельных коллективов, деятелей культуры, концертно-художественных бригад и других творческих коллективов; проводятся литературные вечера, книжные и прочие выставки.

15. Работа по повышению профессионализма, правовых и психолого-педагогических знаний сотрудников УИС, входящих в состав органов воспитательной работы с работниками УИС, проводится в системе профессионального образования по всем основным видам обучения и предусматривает проведение занятий по совершенствованию навыков должностных лиц по руководству воспитательным процессом в подчиненных подразделениях.

В целях повышения квалификации (переподготовки) по специальности сотрудников УИС, входящих в состав органов воспитательной работы с работниками УИС, проводится их обучение в образовательных учреждениях ФСИН России и управлении кадров ФСИН России.

16. Ответственность за организацию и проведение воспитательной работы с работниками УИС, обеспечение единства и согласованности участия в данной работе всех структурных подразделений, персональная ответственность руководителей всех уровней за воспитание подчиненных возлагается на начальников учреждений и органов УИС.


Приложение N 2
к приказу Федеральной
службы исполнения наказаний
от 28 декабря 2010 г. N 555


Положение
об органах воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы


1. Настоящее Положение определяет основы построения, организации деятельности, задачи и основные направления деятельности органов воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).

2. Органы воспитательной работы с работниками УИС формируются в соответствии с организационно-штатной структурой учреждений и органов УИС и характером решаемых ими задач.

В состав органов воспитательной работы с работниками УИС входят:

заместитель директора ФСИН России, осуществляющий руководство в сфере организации кадрового обеспечения деятельности УИС;

управление кадров ФСИН России;

заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующие работу с личным составом;

управления кадров и работы с личным составом территориальных органов ФСИН России;

отделы (отделения, группы) кадров и работы с личным составом учреждений и органов УИС;

отделы (отделения, группы) по работе с личным составом учреждений и органов УИС;

инспекции по личному составу, территориальных органов ФСИН России.

3. Органы воспитательной работы с работниками УИС в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Минюста России и ФСИН России, Концепцией воспитания работников УИС, а также настоящим Положением.

4. Руководители органов воспитательной работы с работниками УИС осуществляют планирование, методическое обеспечение, организацию и проведение воспитательной работы и общественно-государственной подготовки с работниками УИС, контроль организации и проведения воспитательной работы в структурных подразделениях учреждений и органов УИС, морально-психологическое обеспечение при выполнении служебно-боевых задач, управление подчиненными органами воспитательной работы с работниками УИС.

5. Органы воспитательной работы с работниками УИС решают следующие задачи:

обеспечивают совместно с другими органами управления УИС единое понимание, твердое и последовательное проведение в учреждениях и органах УИС политики Российской Федерации по обеспечению выполнения задач, решаемых УИС;

участвуют в планировании и реализации задач развития и реформирования УИС;

организуют воспитательную работу с работниками УИС по формированию у них верности конституционному и служебному долгу, патриотизма, готовности к отстаиванию национальных интересов Российской Федерации;

организуют общественно-государственную подготовку в учреждениях и органах УИС;

осуществляют методическое обеспечение воспитательной работы с работниками УИС на основе передовых методов воспитания;

изучают морально-психологическое состояние, социальное положение работников УИС, принимают меры по поддержанию здорового морально-психологического климата в служебных коллективах, их сплочению, воспитанию у работников УИС чувства товарищества;

вырабатывают и реализуют меры по поддержанию необходимого для выполнения оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач уровня морально-психологического состояния работников УИС, их психологической устойчивости, состояния законности и служебной дисциплины;

представляют объективную информацию в вышестоящие органы управления о состоянии законности и служебной дисциплины в учреждениях и органах УИС и морально-психологическом состоянии работников УИС;

проводят мероприятия по воспитанию у работников УИС ответственности за выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов их руководителей, а также взаимного уважения и сознательного им подчинения;

заботятся о повышении авторитета руководящего состава УИС;

осуществляют руководство работой по патриотическому воспитанию работников УИС;

организуют и проводят мероприятия по обеспечению состязательности среди работников УИС при выполнении оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач, по повышению мотивации к антикоррупционному поведению работников УИС;

организуют работу по осуществлению мониторинга социальных процессов в учреждениях и органах УИС;

принимают участие в организации и проведении социальной работы в УИС;

осуществляют организационно-методическое обеспечение деятельности общественных формирований учреждений и органов УИС;

организуют и проводят информационно-пропагандистскую работу с работниками УИС, информационное обеспечение повседневной деятельности учреждений и органов УИС;

организуют взаимодействие со средствами массовой информации;

взаимодействуют с представителями органов государственной власти, ведомственных, общественных и иных организаций по вопросам повышения социального статуса работников УИС, престижа службы в УИС;

проводят работу по недопущению попыток раскола служебных коллективов по религиозным, национальным и иным мотивам;

организуют проведение в учреждениях и органах УИС политики государства в области культуры, культурно-досуговой работы, проводят мероприятия по нравственному, эстетическому и физическому воспитанию работников УИС;

осуществляют организационно-методическое руководство учреждениями культуры УИС;

участвуют в обучении должностных лиц учреждений и органов УИС по проведению воспитательной работы с работниками УИС;

участвуют в организации подбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения ФСИН России и в распределении прибывших выпускников;

организуют проведение воспитательной работы с курсантами (слушателями) образовательных учреждений ФСИН России в интересах формирования у них высоких профессиональных и духовно-нравственных качеств;

изучают, обобщают и распространяют передовой опыт деятельности кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин образовательных учреждений ФСИН России по вопросам качества преподавания и эффективности воспитания слушателей и курсантов;

участвуют в работе по комплектованию и подготовке кадров для органов воспитательной работы с работниками УИС;

участвуют в обеспечении учреждений и органов УИС техническими средствами для проведения воспитательной работы с работниками УИС, кино-, видео- и аудиопродукцией;

взаимодействуют с представителями федеральных органов исполнительной власти и органов управления пенитенциарных систем государств - участников Содружества Независимых Государств по вопросам обмена опытом организации воспитательной работы;

участвуют в установленном порядке в международном сотрудничестве с пенитенциарными системами иностранных государств в сфере социально-гуманитарных отношений;

осуществляют использование материально-технической базы, предназначенной для осуществления информационно-пропагандистской, социальной, культурно-досуговой работы;

участвуют в формировании бюджетной заявки ФСИН России на очередной финансовый год в части, касающейся воспитательной работы с работниками УИС.

6. Должностные лица, входящие в состав органов воспитательной работы с работниками УИС, осуществляют:

а) заместитель директора ФСИН России, осуществляющий руководство в сфере организации кадрового обеспечения деятельности УИС:

руководство воспитанием работников УИС, реализацию нормативных правовых актов в части, касающейся организации воспитательной работы с работниками УИС;

привлечение руководителей всех уровней к организации и проведению воспитательной работы, укреплению состояния законности и служебной дисциплины среди работников УИС;

планирование, контроль и подведение итогов воспитательной работы с работниками УИС;

б) начальник управления кадров ФСИН России, заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующие работу с личным составом:

организацию воспитания работников УИС, реализацию нормативных правовых актов в части воспитательной работы с работниками УИС;

привлечение руководителей всех уровней к организации и проведению воспитательной работы, укреплению состояния законности и служебной дисциплины среди работников УИС;

планирование, контроль и подведение итогов воспитательной работы с работниками УИС;

проведение индивидуально-воспитательной работы с работниками УИС;

регулярное информирование соответствующих руководителей органов воспитательной работы об эффективности организации воспитательной работы и морально-психологическом состоянии работников УИС;

в) начальники отделов (отделений, групп) кадров и работы с личным составом и начальники отделов (отделений, групп) по работе с личным составом учреждений и органов УИС:

обеспечение воспитания работников УИС в учреждениях и органах УИС, реализацию нормативных правовых актов в части, касающейся организации воспитательной работы;

привлечение руководителей всех уровней к организации и проведению воспитательной работы, укреплению состояния законности и служебной дисциплины среди работников УИС;

проведение индивидуально-воспитательной работы с работниками УИС;

ежеквартальное информирование начальников учреждений и органов УИС об эффективности организации воспитательной работы с работниками УИС и их морально-психологическом состоянии;

г) инспекции по личному составу территориальных органов ФСИН России:

организацию и проведение в учреждениях и органах УИС мероприятий по реализации требований нормативных правовых актов в части, касающейся соблюдения законности и служебной дисциплины среди работников УИС;

проведение анализа работы в подчиненных подразделениях по укреплению законности и служебной дисциплины среди работников УИС, антикоррупционной мотивации в служебной деятельности, оказание методической и практической помощи соответствующим руководителям по улучшению этой работы;

ежеквартальное информирование начальников территориальных органов ФСИН России и вышестоящие органы управления о состоянии законности и служебной дисциплины среди работников УИС;

д) старшие инспекторы (инспекторы) по организации воспитательной работы с работниками УИС отдела кадров и работы с личным составом учреждений и органов УИС:

организацию методического обеспечения мероприятий по воспитательной работе с работниками УИС;

оказание методической и практической помощи в организации работы общественных формирований;

информирование непосредственного руководителя органа воспитательной работы с работниками УИС о проделанной работе.

7. Основные направления деятельности должностных лиц, входящих в состав органов воспитательной работы с работниками УИС, включаются в их должностные инструкции, которые разрабатываются на основе нормативных правовых актов, регламентирующих воспитательную работу с работниками УИС.


Приложение N 3
к приказу Федеральной
службы исполнения наказаний
от 28 декабря 2010 г. N 555


Положение
о наставничестве в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы


I. Цели и задачи наставничества


1. В целях воспитания и обучения сотрудников, стажеров по должности (далее - подшефных) учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), направленных на их профессиональное становление, развитие необходимых личностных качеств и навыков, для успешного выполнения ими служебных обязанностей рекомендуется использовать наставничество.

2. Основными задачами наставничества являются:

адаптация подшефных к службе в УИС, приобщение к жизни коллектива подразделения, к новым условиям жизнедеятельности, ориентирование на усвоение положительных традиций, глубокое осознание служебного долга и требований присяги;

обучение подшефных профессиональному мастерству, формам и методам работы, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности, мобилизация на образцовое выполнение служебных задач, повышение квалификации, уровня физической подготовки, умение владеть табельным оружием, оказание поддержки и помощи в преодолении трудностей службы;

формирование у подшефных необходимых устойчивых морально-волевых качеств, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, ответственности за порученное дело и свои поступки, профессиональной этики и культуры в работе, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам и других профессионально важных качеств;

совершенствование профессионального отбора в УИС на основе анализа результатов адаптационного периода, испытательного срока и последующей служебной деятельности подшефных.


II. Организация наставничества


3. Наставничество, устанавливается над следующими категориями подшефных:

принимаемыми на службу в УИС на должности рядового и начальствующего составов;

выпускниками образовательных учреждений МВД России, Минюста России и ФСИН России очной формы обучения;

перемещенными по службе сотрудниками УИС на вышестоящую должность либо равнозначную в другую службу в случае выполнения ими функциональных обязанностей, требующих дополнительного обучения профессиональным знаниям и навыкам практической работы.

4. Наставничество устанавливается сроком от трех месяцев до одного года с момента назначения на должность (стажером по должности) подшефного.

Наставничество может осуществляться над одним, двумя, в исключительных случаях над тремя подшефными одновременно.

5. Наставники подбираются начальниками подразделений и служб учреждений и органов УИС из числа наиболее подготовленных сотрудников УИС, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в службе, положительно зарекомендовавших себя на службе, пользующихся авторитетом в коллективе.

Утверждение сотрудников УИС в качестве наставников производится приказами учреждений и органов УИС.

6. Закрепление наставников за подшефными производится приказами учреждений и органов УИС о назначении подшефных стажерами по должности либо на определенные должности на основании рапортов начальников структурных подразделений, в котором подшефные проходят службу.


III. Руководство наставничеством


7. Общее руководство наставничеством осуществляют начальники учреждений и органов УИС через своих заместителей, курирующих работу с личным составом. Непосредственное руководство наставничеством осуществляется начальниками структурных подразделений, в которых проходят службу подшефные.

8. Начальники учреждений и органов УИС обеспечивают:

представление назначенных подшефных личному составу и объявление приказов по учреждениям и органам УИС о закреплении за ними наставников;

утверждение индивидуальных планов обучения, разрабатываемых с учетом уровня образования и должностных обязанностей подшефных;

создание подшефным необходимых условий для учебы, оснащение их нормативными правовыми актами и учебной литературой, позволяющими в полном объеме изучить вопросы, предусмотренные индивидуальными планами обучения;

осуществление систематического контроля за обучением подшефных и работой наставников.

9. Заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующие работу с личным составом, обеспечивают:

организацию и проведение в учреждениях и органах УИС наставничества, подбор кандидатов в наставники из числа наиболее подготовленных для этой работы сотрудников УИС;

внесение предложений начальникам учреждений и органов УИС по ходатайствам начальников структурных подразделений, где проходят службу подшефные, об установлении или отмене наставничества;

осуществление систематического контроля за обучением подшефных и работой наставников;

проведение работы по увеличению числа наставников, планирование и координацию их работы; помощь руководителям учреждений и органов УИС в организации контроля над их деятельностью;

методическое оснащение наставников; периодическое заслушивание отчетов наставников и организацию их учебы;

рассмотрение на оперативных совещаниях при начальниках учреждений и органов УИС вопросов организации наставнической деятельности;

изучение, систематизацию и распространение передового опыта наставников, организацию и проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства на звание "Лучший наставник".

Заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующие работу с личным составом по окончании наставнической деятельности ходатайствуют перед начальниками учреждений и органов УИС о поощрении наставников. В случае недобросовестного отношения сотрудников УИС к проведению наставничества или совершения ими проступков, дискредитирующих их на службе или в быту, вносят предложения начальникам учреждений и органов УИС, в том числе по ходатайствам начальников структурных подразделений, где проходят службу подшефные, об отстранении сотрудников УИС от наставничества и исключении их из списков наставников.

10. Начальники структурных подразделений учреждений и органов УИС, в котором проходят службу подшефные, обеспечивают:

разъяснение подшефным и наставникам порядка проведения наставничества, их прав и обязанностей в этот период;

проведение инструктажей наставников и создание им необходимых условий для осуществления наставнических функций;

систематический контроль за обучением подшефных и работой наставников, участие наставников в конкурсе профессионального мастерства "Лучший наставник".


IV. Основные направления деятельности наставника


11. Знание требований законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности сотрудников УИС, вопросы прохождения службы, профессиональной подготовки.

12. Разработка совместно с непосредственным начальником подшефного и психологом индивидуального плана обучения и воспитания подшефного с учетом его общеобразовательной, специальной, физической подготовки, морально-психологического развития и представление его на утверждение руководителю учреждения или органа УИС.

13. Всестороннее изучение волевых, деловых и нравственных качеств подшефного, его отношения к службе, коллективу, гражданам, увлечений, наклонностей, поведения в быту, личного круга общения в свободное от службы время.

14. Оказание подшефному индивидуальной помощи в овладении профессиональными навыками по занимаемой должности, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений руководителей в выявлении и устранении допущенных ошибок и упущений в службе.

15. Воспитание подшефного на традициях УИС, своего коллектива, развитие мотивации к антикоррупционному поведению, привитие чувства профессиональной гордости, уважения к правилам ношения формы одежды, личного участия в решении задач, стоящих перед подразделением, службой, учреждением или органом УИС.

16. Развитие положительных качеств подшефного, корректировка его поведения на службе и в быту, привлечение к участию в общественной жизни служебного коллектива, формирование общественно значимых жизненных интересов, содействие развитию личности подшефного, его профессионализма.

17. Проявление требовательности к подшефному, своевременное реагирование на нарушения дисциплины, установленного порядка, использование при этом методов убеждения, воздействие служебного коллектива и, как крайнюю меру, ходатайство о привлечении к дисциплинарной ответственности.

18. Проявление чуткости и внимания, недопущение элементов панибратства и высокомерия, оценка в корректной форме результатов работы подшефного, терпеливая и тактичная помощь в преодолении имеющихся недостатков.

19. Периодическое информирование начальника учреждения или органа УИС, его заместителя, курирующего работу с личным составом, и непосредственного начальника подшефного о процессе адаптации подшефного, его дисциплине и поведении, ведение дневника наставника и подготовка заключения о результатах наставничества по его окончании.

Наставник несет моральную ответственность за поведение подшефного на службе, добросовестное исполнение им своих должностных обязанностей в течение установленного периода наставничества.


V. Основные формы и методы работы наставника


20. Изучение личности подшефного. Наблюдение в ходе повседневного общения. Анализ документов личного дела, материалов служебной аттестации подшефного, выводов психолога учреждения или органа УИС. Посещение подшефного по месту жительства, беседы с членами его семьи с целью изучения жилищно-бытовых условий, семейных отношений и их влияния на его служебную деятельность; изучение проведения подшефным свободного времени, его интересов, увлечений, круга знакомых подшефного.

21. Воспитательные беседы по вопросам: службы, учебы, быта подшефного, участия в общественной работе, отношения к занятиям в системе служебной подготовки, повышения профессионального мастерства, неудовлетворительных результатов в службе, нарушений дисциплины, причин, мешающих достигать лучших результатов, и другим проблемам.

22. Индивидуальная помощь: в решении различных вопросов служебной деятельности, общественной и личной жизни, изучении нормативных актов и функциональных обязанностей; в овладении техникой, табельным оружием, освоении программ служебной подготовки; в улучшении жилищно-бытовых условий.

Помощь может быть оказана в форме совета, разъяснения, показа, тренировки, пожелания, совместного выполнения отдельных поручений, обязанностей, дополнительных занятий и т.д. Отработка задач вместе с подшефным с целью устранения недостатков, выявленных в ходе становления в должности, предупреждения возможных неправильных действий. Оказание помощи в выработке способности решать задачи в нестандартных ситуациях, разрешении конфликтов, в изучении нормативных документов, выступлений перед служебным коллективом.

23. Индивидуальные задания и поручения: по изучению опыта службы, приобретению определенных навыков в ходе выполнения должностных обязанностей, проведению различных служебных мероприятий по изучаемой тематике и отдельным неусвоенным темам, овладению практическими приемами служебной деятельности, вовлечению подшефного в активную общественную жизнь, содействию в профессиональном и интеллектуальном самообразовании подшефного.

24. Контроль над деятельностью подшефного в форме личной проверки несения службы, выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов. Оказание помощи в устранении недостатков. Проверка службы с последующей оценкой действий подшефного. Контроль успеваемости, посещаемости занятий в системе служебной подготовки.

25. Безукоризненное выполнение наставником своих служебных обязанностей, требований нормативных правовых актов, высокая дисциплинированность, безупречный внешний вид; высокая требовательность к себе и заботливое отношение к сослуживцам; постоянное повышение своего профессионального и культурного уровня; примерное поведение на службе и в быту.

26. Внеслужебное общение. Посещение исторических и культурных мест, выставок, участие в спортивных соревнованиях, ознакомление с историей учреждения или органа УИС.


VI. Окончание наставничества


27. По окончании установленного приказами сроков наставничества наставники готовят заключения о результатах наставничества над подшефными, их деловых, моральных качествах, приобретенных знаниях, навыках, возможности прохождения службы в занимаемых должностях.

28. Заключения после их рассмотрения руководством учреждений и органов УИС и принятия по ним решений приобщаются к личным делам подшефных.

29. По итогам наставнической деятельности на основании поступивших предложений начальники учреждений и органов УИС поощряют наставников в соответствии с имеющимися у них правами.

В отношении особо отличившихся наставников за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в работе по организации и проведению наставничества начальники учреждений и органов УИС ходатайствуют об их поощрении правами вышестоящего начальника, такие наставники заносятся на Доску почета и на стенд "Лучшие наставники".


Приложение N 4
к приказу Федеральной
службы исполнения наказаний
от 28 декабря 2010 г. N 555


Положение
о комнате воспитательной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы


I. Общие положения


1. Комната воспитательной работы (далее - комната) предназначена для проведения воспитательной и информационно-пропагандистской работы с работниками уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), повышения эффективности общественно-государственной подготовки и информирования, организации и проведения культурно-досуговой работы с работниками, ветеранами УИС и членами их семей.

2. Комната используется для проведения общих собраний работников УИС, торжественных ритуалов и культурно-досуговых мероприятий (выставки, конкурсы самодеятельного художественного творчества работников УИС и членов их семей и др.).

3. На базе комнат работают общественные формирования учреждений и органов УИС.

4. За создание комнат отвечают начальники соответствующих учреждений и органов УИС, которые устанавливают порядок ее работы в соответствии с требованиями приказов и распоряжений ФСИН России и настоящего Положения.


II. Оборудование комнаты


5. Комната оборудуется в просторном светлом и удобном помещении административного здания, находящегося в неохраняемой зоне учреждения и органа УИС.

В комнате должны быть:

необходимый комплект мебели для размещения и занятий работников УИС;

подшивки газет и журналов, учебные пособия, информационно-справочная литература, тематические подборки из периодической печати;

технические средства воспитания работников УИС, настольные игры и другое культурно-досуговое имущество.

6. Тематика наглядной агитации подбирается с учетом задач, решаемых учреждениями и органами УИС, местных условий и традиций.

В комнате обязательно оформляются стенды (планшеты), отражающие следующую тематику:

государственные символы Российской Федерации;

географическую карту Российской Федерации и субъекта Российской Федерации с обозначением месторасположения учреждений территориального органа;

структуру государственной власти в Российской Федерации;

фотопортреты Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Министра юстиции Российской Федерации, директора ФСИН России;

описание региона дислокации учреждения или органа УИС;

выдержки из нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы службы в УИС;

примеры подвигов и героизма сотрудников УИС;

деятельность учреждения или органа УИС, его история и традиции (если отсутствует музей или комната истории).


Приложение N 5
к приказу Федеральной
службы исполнения наказаний
от 28 декабря 2010 г. N 555


Руководство
по организации общественно-государственной подготовки, общественно-политического и государственно-правового информирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы


1. Общественно-государственная подготовка (далее - ОГП), общественно-политическое и государственно-правовое информирование (далее - ОПГПИ) проводятся в системе служебной подготовки и оперативного информирования работников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) и являются основными формами патриотического, нравственного, правового и экономического воспитания работников УИС.

Уровень и качество знаний по ОГП одни из основных критериев оценки работников УИС при их аттестации и перемещении по службе.

2. ОГП и ОПГПИ проводятся во всех видах оперативно-служебной, служебно-боевой, производственно-хозяйственной деятельности учреждений и органов УИС.

В ходе занятий по ОГП, при проведении ОПГПИ основное внимание уделяется изучению законодательства Российской Федерации, истории и традиций УИС, реформирования УИС, педагогики и психологии, норм права, практики обучения и воспитания работников УИС, правил обращения с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений.

3. Общее руководство и ответственность за организацию занятий по ОГП в учреждениях и органах УИС возлагаются на начальников этих учреждений и органов УИС, а планирование - на соответствующих заместителей начальников, курирующих работу с личным составом. Непосредственную организацию и контроль за проведением занятий по ОГП осуществляют должностные лица органов воспитательной работы с работниками УИС.

4. ОГП проводится в системе профессионального образования при проведении служебной подготовки, а также по планам начальников учреждений и органов УИС по социально-политическим, экономическим и правовым вопросам методом информирования.

Планирование ОГП осуществляется на учебный год.

Вопросы ОГП с курсантами (слушателями) образовательных учреждений ФСИН России рассматриваются при изучении предусмотренных учебными планами и программами гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

5. Занятия по ОГП в течение учебного года проводятся руководителями учебных групп, а также должностными лицами учреждений и органов УИС:

с сотрудниками УИС, профессорско-преподавательским составом научно-исследовательских и образовательных учреждений ФСИН России - в соответствии с учебными и методическими планами;

с переменным составом в учебных центрах территориальных органов ФСИН России - не менее одного часа в неделю в утреннее время.

При выполнении служебно-боевых задач в отрыве от пунктов постоянной дислокации ОГП организуется и проводится не менее одного часа в неделю.

6. ОПГПИ проводится нештатными информационно-пропагандистскими группами, руководством учреждений и органов УИС, должностными лицами органов воспитательной работы с работниками УИС, ветеранами УИС:

с сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России, профессорско-преподавательским составом научно-исследовательских и образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России - не реже двух раз в квартал по тридцать минут;

с сотрудниками учреждений и органов УИС (кроме ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России) - не реже одного раза в месяц по тридцать минут;

с курсантами (слушателями) образовательных учреждений ФСИН России - не реже одного раза в неделю по тридцать минут;

с переменным составом учебных центров учреждений и органов УИС - не реже одного раза в неделю по тридцать минут.

В ходе выполнения задач в отрыве от пунктов постоянной дислокации ОПГПИ проводится в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее трех раз в неделю по двадцать минут.

7. Тематика ОПГПИ определяется органами воспитательной работы с работниками УИС и утверждается начальниками учреждений и органов УИС.

8. Для занятий по ОГП и проведению ОПГПИ на учебную группу необходимо дополнительно иметь: карты (политическая карта мира, карты Российской Федерации и региона дислокации территориального органа ФСИН России), наглядные пособия на каждую тему, подборку литературы, соответствующей основным разделам учебного плана.

Руководителями занятий должны также применяться технические средства для проведения воспитательной работы с работниками УИС.

9. C руководителями занятий по ОГП и работниками УИС, входящих в составы нештатных информационно-пропагандистских групп по проведению ОПГПИ, перед началом каждого учебного года проводятся однодневные учебно-методические сборы под руководством заместителей начальников учреждений и органов УИС, курирующих работу с личным составом.

10. Контроль организации занятий ОПТ и проведения ОПГПИ, усвоения пройденных тем по ОГП осуществляется при проведении контрольных занятий по итогам обучения, а также в ходе инспектирования, контрольных проверок, целевых проверок и итоговых проверок профессионального образования сотрудников учреждений и органов УИС.



В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы определен новый порядок организации воспитательной работы с сотрудниками.

Речь идет о комплексе информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, направленных на формирование у работников УИС необходимых профессиональных качеств.

Основными направлениями такой работы являются сплочение служебных коллективов, поддержание в них здоровой морально-психологической обстановки. Для этого изучаются личностные качества и нужды работников, повышается эффективность наставничества, применяются методы морально-психологического воздействия. Также повышается квалификация работников и поощряются лучшие специалисты. В связи с этим можно организовывать стенную печать, подписку на периодику и комнаты воспитательной работы.


Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г. N 555 "Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы"


По заключению Минюста РФ от 17 марта 2011 г. N 01/15032-ДК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение