В 2011 году изданы приказы ФССП России от 27.01.2011 N 15 "Об утверждении формы ведомственной статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов по обеспечению исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов" и от 08.04.2011 N 119 "Об утверждении формы ведомственной статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов N ОПД-2011 "Основные показатели деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов". Данные организационно-распорядительные документы устанавливают новые формы ведомственной статистической отчетности, а также порядок их заполнения и сроки предоставления в центральный аппарат ФССП России.
В соответствии с Методическими рекомендациями по подсчету показателей деятельности на 2011 год для территориальных органов Федеральной службы судебных приставов от 06.04.2011 N 05-3, утвержденными директором ФССП России, при подсчете показателя осуществления приводов в суды с января 2011 г. не учитывается количество лиц, не доставленных по объективным причинам.
Показатель осуществления приводов в суды в январе - апреле 2011 г. в целом по России выполнен и составил 96,1%, при прогнозном показателе 90,5%.
Однако установленное прогнозное значение данного показателя не достигнуто управлениями ФССП России по Саратовской (88,2%), Смоленской (80,9%) и Тюменской (85,6%) областям и по Москве (87,6%), причиной чего стал недостаток внимания; уделяемого руководителями указанных территориальных органов ФССП России информационным письмам и методическим рекомендациям Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с указанием ФССП России от 28.02.2011 N 12/03-4002-ВВ главным судебным приставам субъектов Российской Федерации поручено проанализировать результаты осуществления приводов в суды, к судебным приставам-исполнителям и дознавателям Службы, в том числе проверить наличие документов, подтверждающих невозможность осуществления приводов по объективным причинам.
В результате анализа установлено, что в отдельных территориальных органах ФССП России в нарушение положений Методических рекомендаций по заполнению формы N 3-1 от 24.03.2010 N 05-02-498, утвержденных директором ФССП России (далее - Методические рекомендации), значительно расширен перечень объективных причин. Так, по итогам за 2010 г. в статистическом отчете Управления ФССП России по Москве было указано 906 лиц, не доставленных по объективным причинам. В результате проверки выявлено, что согласно перечню объективных причин, установленных Методическими рекомендациями, не доставлены только 206 лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, и в отчетах имеются подтверждающие документы.
Кроме того, на основании статистических данных показатель количества лиц, не доставленных по объективным причинам, увеличивается.
Так, за отчетный период 2011 г. в УФССП России по Саратовской области по объективным причинам не доставлено 214 лиц, УФССП России по Смоленской области - 320 лиц, УФССП России по Тюменской области - 169 лиц и УФССП России по Москве - 353 лица.
Обращаем внимание руководителей территориальных органов ФССП России, что в настоящее время при составлении статистических отчетов требуется руководствоваться Инструкцией по заполнению формы ведомственной статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов N 3-1 "Основные показатели деятельности территориальных органов ФССП России по обеспечению исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов", утвержденной приказом ФССП России от 27.01.2011 N 15 (далее - Инструкция). В связи с этим недопустимо учитывать в ведомственной статистической отчетности по форме N 3-1 объективные причины, по которым привод не был осуществлен, не указанные в Инструкции.
В отдельных территориальных органах ФССП России отмечается невнимательное изучение указаний, поступающих из центрального аппарата ФССП России, и, как следствие, ненадлежащее выполнение данных поручений.
Так, управлениями ФССП России по республикам Саха (Якутия) и Хакасия предоставлены информационные материалы, в которых понятие "объективные причины" подменяется понятием "объективные обстоятельства, затрудняющие исполнение постановлений о приводе в суды". Управлениями ФССП России по республикам Алтай, Коми, Тыва и Чеченской Республике, по Амурской, Белгородской, Нижегородской и Самарской областям не проведен должным образом анализ, выводы отсутствуют. В отчетной информации перечисляются цифровые данные и отсутствуют примеры (положительные или отрицательные) организации работы по осуществлению приводов.
Указанное обстоятельство вызвано отсутствием контроля руководителей указанных территориальных органов ФССП России за качеством информации, предоставляемой в центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов.
Вместе с тем как положительный пример отмечается аналитическая работа управлений ФССП России по Республике Мордовия и по Астраханской области. Предоставленная информация основана на глубоком и всестороннем анализе рассматриваемого вопроса с конкретными выводами.
Управлением организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов проведен анализ исполнения в 2010 г. постановлений о приводе в суды и практики применения ст. 13.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В 2010 году судебными приставами по ОУПДС на основании постановлений судей (судов) доставлено более 588 тыс. человек, подлежавших приводу (или 98,5%). По данным ведомственной статистической отчетности, в 2009 г. доставлено свыше 624 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. количество лиц, доставленных в суды, снизилось на 6,1%.
Одновременно проанализирована практика применения территориальными органами ФССП России ст. 13.26 КоАП РФ. За 2010 год возбуждено 1 958 дел данной категории, в том числе судебными приставами по ОУПДС возбуждено 1 762 дела. По данным ведомственной статистической отчетности, в 2009 г. с момента вступления в действие Федерального закона от 28.06.2009 N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возбуждено 53 дела данной категории.
Наиболее активно в 2010 г. проводилась работа по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26 КоАП РФ, управлениями ФССП России по Республике Карелия (92), по Алтайскому краю (160), по Иркутской (188), Ростовской (299) и Новгородской (143) областям.
В результате изучения и обобщения информационно-аналитических материалов следует отметить, что 56 (67,5%) территориальных органов ФССП России указали на незначительную практику применения ст. 13.26 КоАП РФ.
Влияние практики применения судебными приставами ст. 13.26 КоАП РФ на снижение количества доставляемых лиц в суды установлено в 11 (13,3%) управлениях ФССП России: по республикам Дагестан, Калмыкия, Карелия, по Пермскому и Приморскому краям, по Архангельской, Владимирской, Ивановской, Саратовской, Смоленской и Нижегородской областям.
Протоколы поданной статье не составляли судебные приставы по ОУПДС управлений ФССП России по республикам Ингушетия, Коми и Карачаево-Черкесской Республике, по Липецкой и Сахалинской областям, по Москве, а также по Чукотскому автономному округу. Данная ситуация стала возможной по причине отсутствия практики выявления административных правонарушений (неполучение соответствующей информации от судей, работников судов, а также непосредственно от лиц, не явившихся в суд по судебным извещениям, при осуществлении приводов).
В информационно-аналитических материалах, представленных управлениями ФССП России по Республике Алтай, по Архангельской, Амурской и Ярославской областям и Отделом ФССП России по Ненецкому автономному округу, отсутствуют выводы по результатам проведенного анализа, что свидетельствует о формальном подходе, допущенном работниками указанных территориальных органов ФССП России при подготовке документов.
По статистическим данным, в 2010 г. 612 662 человека подлежали приводу в суды, из них 1 762 человека (0,3% от общего числа) не получили судебного извещения, в связи с чем по всем фактам ненадлежащего извещения на операторов почтовой связи составлены административные протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 13.26 КоАП РФ.
По итогам проведенного анализа установлено, что практика применения судебными приставами полномочий административной юрисдикции по данной статье незначительная. В связи с этим руководителям территориальных органов ФССП России необходимо принимать действенные меры по организации выявления административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.26 КоАП РФ.
В то же время снижение количества доставляемых лиц в суды произошло за счет достаточного организационного уровня проводимых ФССП России мероприятий по улучшению работы судебных приставов по ОУПДС, а также совершенствования нормативной правовой базы. Кроме того, отмечается усиление внимания со стороны руководства территориальных органов ФССП России за достоверностью статистической отчетности, представляемой в центральный аппарат ФССП России, а также активизация работы по взаимодействию с судейским корпусом, в том числе посредством использования судьями систем видеоконференцсвязи для допроса потерпевших и свидетелей, подлежащих приводу по постановлениям судов из других субъектов Российской Федерации.
По-прежнему повышенное внимание ФССП России уделяется обеспечению безопасности судей, при этом судебным приставам по ОУПДС необходимо постоянно проявлять повышенную бдительность при обеспечении охраны зданий судов в связи с участившимися террористическими актами на территории Российской Федерации.
В отчетном периоде 2011 г. судебными приставами по ОУПДС пресечены попытки проноса в здания судов около 4 тыс. единиц огнестрельного оружия, свыше 50 тыс. единиц боеприпасов, более 6 тыс. единиц газового и травматического оружия, 3,2 тыс. единиц холодного оружия и свыше 300 единиц электрошоковых устройств.
По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. количество указанных предметов, выявленных у посетителей судов, увеличилось незначительно. Все выявленное огнестрельное, газовое, травматическое оружие принадлежало посетителям на законных основаниях (табельное, служебное, наградное и охотничье оружие).
Количество выявленных иных запрещенных к проносу в здания судов предметов составило более 35 тыс. единиц (колюще-режущие предметы, легковоспламеняющиеся жидкости). Судебными приставами по ОУПДС задержан и передан в органы внутренних дел 21 человек.
В территориальных органах ФССП России имеются случаи обнаружения судебными приставами по ОУПДС лиц, объявленных органами внутренних дел в розыск.
Так, судебным приставом по ОУПДС отдела судебных приставов по Сасовскому и Пителинскому районам Управления ФССП России по Рязанской области Левашовым А.И. 21.02.2011 в ходе осуществления привода гражданина З., являющегося должником по исполнительному производству, установлено, что данный гражданин находится в розыске за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК РФ ("грабеж"), и ему было назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. Однако осужденный в течение испытательного срока неоднократно нарушал режим надзора и скрывался от контроля уголовно-исполнительной инспекции. Судебный пристав по ОУПДС передал задержанного гражданина З. сотрудникам межрайонной уголовно-исполнительной инспекции N 3 для дальнейшего разбирательства.
Судебным приставом по ОУПДС Рязанского районного отдела судебных приставов Ю.А. Дроздовым 16.03.2011 при обеспечении пропускного режима в здание Рязанского районного суда Рязанской области задержан гражданин Г., уроженец Республики Азербайджан, находящийся в розыске за незаконное получение паспорта Российской Федерации. Гражданин Г. передан в органы внутренних дел по Рязанскому муниципальному району для дальнейшего выяснения обстоятельств.
В управлениях ФССП России по Республике Башкортостан и Удмуртской Республике, по Ивановской, Псковской, Кировской областям в результате проведения совместных с представителями соответствующих управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации внеплановых проверок осуществления пропускного режима в здания судов судебные приставы по ОУПДС, ненадлежащим образом выполняющие служебные обязанности, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Данный факт позволяет сделать вывод, что указанными территориальными органами ФССП России пропускной режим осуществляется неэффективно, а также свидетельствует о халатном отношении к выполнению служебных обязанностей судебными приставами по ОУПДС.
С учетом изложенного, в целях повышения качества работы судебных приставов по ОУПДС необходимо:
провести дополнительные занятия с работниками территориальных органов ФССП России по изучению Инструкции по заполнению формы ведомственной статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов N 3-1 "Основные показатели деятельности территориальных органов ФССП России по обеспечению исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов", утвержденной приказом ФССП России от 27.01.2011 N 15, и Методических рекомендаций по подсчету показателей деятельности на 2011 год для территориальных органов Федеральной службы судебных приставов от 06.04.2011 N 05-3, утвержденных директором ФССП России;
руководителям управлений ФССП России по Республике Башкортостан, по Саратовской, Смоленской и Тюменской областям и по Москве установить причины невыполнения в полном объеме требований приказа ФССП России от 14.12.2010 N 687 "Об утверждении Расширенного перечня показателей деятельности Федеральной службы судебных приставов на 2011 год". О результатах информировать Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов в срок до 15.06.2011;
повысить уровень исполнительской дисциплины работников территориальных органов ФССП России, а также качество подготовки документов (информационных писем, аналитических справок, обзоров, статистических отчетов), направляемых в центральный аппарат ФССП России и структурные подразделения территориальных органов ФССП России;
обеспечить положительную динамику выявления административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.26 КоАП РФ;
организовать работу по проведению мероприятий, способствующих увеличению количества задержанных судебными приставами по ОУПДС лиц, находящихся в розыске;
обеспечить надлежащий уровень осуществления пропускного режима и усилить контроль за несением службы судебными приставами по ОУПДС в зданиях, помещениях судов.
Заместитель директора |
Т.П. Игнатьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проанализировано, как ФССП России обеспечивает установленный порядок деятельности судов.
Увеличивается количество лиц, не доставленных по объективным причинам в суд.
Так, за отчетный период 2011 г. в УФССП России по Саратовской области по объективным причинам не доставлено 214 человек, по Смоленской области - 320 лиц, по Тюменской области - 169 лиц и по Москве - 353 лица.
Обращается внимание, что в настоящее время при составлении статотчетов нужно руководствоваться Инструкцией по заполнению формы ведомственной статистической отчетности ФССП России N 3-1. В связи с этим нельзя учитывать в ведомственной статистической отчетности по форме N 3-1 объективные причины, по которым привод не был осуществлен, не указанные в инструкции.
Судебные приставы по ОУПДС должны постоянно проявлять повышенную бдительность при обеспечении охраны зданий судов в связи с участившимися терактами в России.
В отчетном периоде 2011 г. судебными приставами по ОУПДС пресечены попытки проноса в здания судов около 4 тыс. единиц огнестрельного оружия, свыше 50 тыс. единиц боеприпасов, более 6 тыс. единиц газового и травматического оружия и др.
Имеются случаи обнаружения судебными приставами по ОУПДС лиц, объявленных органами внутренних дел в розыск.
Разработан ряд мер по повышению качества работы указанных сотрудников. В частности, следует повысить уровень исполнительской дисциплины работников территориальных органов Службы. Улучшить качество подготовки информационных писем, аналитических справок, обзоров, отчетов, направляемых в центральный аппарат и структурные подразделения территориальных органов ФССП России.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 31 мая 2011 г. N 12/03-12808-ТИ "О выполнении показателей деятельности и поручений ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов"
Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2011 г., N 7