Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Ивановой Ю.В., Белоногого А.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 февраля 2017 года административное дело N2а-8971/16, N2а-8972/16 по апелляционной жалобе Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2016 года по административному исковому заявлению Карпич И. Б. к Комитету имущественных отношений Санкт - Петербурга о признании отказа незаконным.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения представителя административного ответчика Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга - С.Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпич И.Б. обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга от "дата" по делу N ... в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков, расположенных по адресу:
- Санкт - Петербург, "адрес", участок N ... , ( "адрес", общей площадью " ... " кв.м (далее земельный участок 1);
- Санкт - Петербург, "адрес", участок N ... , ( "адрес", общей площадью " ... " кв.м (далее земельный участок 2).
В качестве способа восстановления права, Карпич И.Б. просила обязать Комитет имущественных отношений Санкт - Петербурга утвердить схемы расположения спорных земельных участков на кадастровом плате территории.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2016 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановленным решением признан незаконным оспариваемый отказ Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга от "дата" в отношении заявлений Карпич И.Б., поданных "дата", об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: Санкт - Петербург, "адрес", участок N ... , участок N ...
На Комитет имущественных отношений Санкт - Петербурга возложена обязанность утвердить схемы расположения спорных земельных участков на кадастровом плате территории.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец - Карпич И.Б., не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Явившиеся в судебное заседание представители истца к участию в рассмотрении дела допущены не были, в связи с отсутствием надлежащих полномочий. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, поскольку материалы дела содержат мотивированную апелляционную жалобу, дополнения к ней, ранее в судебных заседания присутствовал представитель, имеющим надлежащим образом удостоверенные полномочия, который давал подробные пояснения об обстоятельствах дела. В связи с изложенным судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Карпич И.Б.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "дата" Карпич И.Б. обратилась к ответчику с заявлениями ( N ... , N ... ) об утверждении схем расположения земельных участков NN 1 и 2 на кадастровом плане территории, которые принадлежат ей на праве пожизненного наследуемого владения. В заявлении цель использования земельных участков была указана: для сельскохозяйственного использования.
"дата" Комитетом имущественных отношений Санкт - Петербурга в выдаче схем истцу было отказано.
Как следует из оспариваемого отказа от "дата", согласно представленным документам не могут быть утверждены схемы расположения земельных участков, поскольку будут нарушены установленные пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса требования к образуемым земельным участкам:
- не учтены документы территориального планирования, принятые для указанной территории;
- представленное решение Пушкинского районного суда не подтверждает права на получение земельных участков без проведения торгов;
- будут нарушены требования пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса - границы земельного участка образуют чересполосицу с земельными участками расположенными юго-восточнее.
Полагая отказ от "дата" незаконным, Карпич И.Б. в обоснование настоящего иска ссылалась на то, что в отсутствие утвержденных границ земельных участков она не может воспользоваться своим правом пожизненного наследуемого владения земельными участками, в том числе поставить их на кадастровый учет и зарегистрировать своим права в установленном законом порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что поскольку статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы земельного участка, который не содержит таких оснований как несоответствии вида разрешенного использования и, кроме того, схема земельного участка не устанавливает вид разрешенного использования земельного участка, то у ответчика отсутствовали основания для отказа в требуемом согласовании.
Также суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа в связи с тем, что утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории является обязанностью ответчика, при этом по своему содержанию требуемая схема не является правоустанавливающим документом, а носит исключительно информационный характер.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения рассматриваемого административного иска, поскольку этот вывод не основан на представленных при разрешении спора доказательствах, что привело к не правильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Согласно статьей 10 указанного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, пункт 7 указанной статьи 10 предусматривает специальные условия приобретения права собственности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на земельные участки, находящиеся у них на праве наследуемого владения.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (пункт 1). Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ внесены изменения в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которая дополнена пунктом 26. Указанный пункт предусматривает, что для образования земельных участков из земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования или принадлежащих гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, подготовка и утверждение проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не требуются.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Пункт 14 указанной статьи предусматривает, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Пункт 16 статьи содержит основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которыми являются:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В Санкт-Петербурге порядок подготовки материалов для утверждения границ или схемы расположения земельного участка утвержден приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 12 июля 2013 года N 247. Порядок определяет состав и содержание работ (включая топогеодезические) при подготовке материалов для утверждения границ земельного участка или схемы расположения земельного участка в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации. При подготовке материалов определяется местоположение границ земельного участка на местности, его площадь, а также ограничения (обременения) в использовании земельного участка, подлежащие установлению в отношении соответствующего земельного участка.
Распоряжением Комитета имущественных отношений N 70-р от 20 ноября 2015 года утверждено Положение о порядке взаимодействия структурных подразделений Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга при принятии решений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которое определяет порядок взаимодействия структурных подразделений Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) при принятии решений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка).
Названным Положением установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается Комитетом (пункт 3).
Пункт 6 устанавливает, что при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о местоположении границ земельных участков;
Пункт 9 Положения определяет, какие сведения должны быть отражены в схеме расположения земельного участка.
Также пунктом 10 Положения установлено, что до утверждения схемы расположения земельного участка площадью более 1 га проект распоряжения Комитета о ее утверждении согласовывается на совещании Губернатора Санкт-Петербурга с вице-губернаторами Санкт-Петербурга в порядке, установленном п. 8.4 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года N 100.
Заместитель председателя Комитета, ответственный за подписание распоряжения Комитета, направляет председателю Комитета докладную записку и проект письма за подписью председателя Комитета с приложением проекта распоряжения с предложением по включению вопроса по согласованию проекта распоряжения об утверждении схемы в повестку дня совещания Губернатора Санкт-Петербурга с вице-губернаторами Санкт-Петербурга в адрес вице-губернатора Санкт-Петербурга в соответствии с распределением обязанностей.
То есть в рассматриваемом деле, при определении компетенции административного ответчика, подлежат учету требования пункта 10 приведенного Положения.
Из материалов дела следует, что распоряжением исполкома " ... " N ... от "дата" К.А.Г. в пожизненное наследуемое владение для организации фермерского хозяйства был предоставлен земельный участок размером " ... ", поросший кустарником и заболоченный, ограниченный с севера линией электропередач, с юга - полями совхоза " " ... "", в районе "адрес" (далее - участок 1).
Решением " ... " от "дата" N ... крестьянскому фермерскому хозяйству " " ... "" дополнительно в пожизненное наследуемое владение для той же цели был предоставлен земельный участок размером " ... " га. (далее - участок 2).
Решением Пушкинского районного суда Санкт - Петербурга от "дата" по гражданскому делу N ... К.А.Г. было отказано в удовлетворении иска о признании права пожизненного наследуемого владения указанными земельными участками.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от "дата" решение суда было отменено. Исковые требования удовлетворены.
Решением Пушкинского районного суда Санкт - Петербурга от "дата" за Карпич И.Б. было признано право пожизненного наследуемого владения указанными земельными участками. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от "дата" решение суда было оставлено без изменения.
Из указанного решения суда следует, что по заявлению К.А.Г. были проведены топогеодезические работы по фактическому землепользованию, были подготовлены проекты постановление Правительства Санкт-Петербурга об утверждении границ и схема расположения участков. Однако в связи со смертью К.А.Г. процедура утверждения границ была приостановлена.
Из протокола заседания Комиссии по вопросам утверждения границ земельного участка КЗРиЗ Санкт-Петербурга от "дата" следует, что, рассмотрев заявление Карпич И.Б. о подготовке проектов постановлений Правительства Санкт-Петербурга об утверждении границ земельных участков, Комиссия отказала в согласовании проектов постановлений Правительства об утверждении границ земельных участков, сославшись на то, что подготовка правовых актов об утверждении границ земельных участков в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N ... -ра осуществляется в целях дальнейшей регистрации прав на эти земельные участки, а за Карпич И.Б. в судебном порядке признано право пожизненного наследуемого владения земельными участками.
Согласно имеющемуся в материалах дела заключению КГИОП от "дата" о режиме использования земельного участка, земельный участок 2 расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности 6 (участок ЗРЗ 6-1) объектов культурного наследия, расположенных за пределами исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга (Пушкинский район). В отношении указанного участка положениями Закона Санкт-Петербурга от "дата" N ... установлены ограничения при его использовании в хозяйственной деятельности.
Решением Красносельского районного суда от "дата" по административному делу N ... были удовлетворены требования административного истца Карпич И.Б. к филиалу ФКБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконными решений от "дата" во внесении сведений в отношении ранее учтенных объектов недвижимости. На ответчика возложена обязанность осуществить государственный учет ранее учтенных земельных участков.
Во исполнение указанного решения суда от "дата", "дата" на участки NN 1 и 2 были выданы кадастровые паспорта, участкам присвоены кадастровые номера. В кадастровых паспортах указано, что участки расположены на землях населенного пункта, имеют разрешенное использование: для ведения фермерского хозяйства. Также в кадастровых паспортах отмечено, что границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необоснованными доводы административного истца, что отсутствие схем расположения земельных участков препятствует получению кадастровых паспортов на эти земельные участки, как ранее учтенные.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Пунктом 15 указанной статьи установлено, что срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Таким образом, приведенные статьи, как и в целом, глава 11 Земельного кодекса регламентирует процедуру первичного предоставления земельных участков и ставит задачу уточнить юридические последствия, связанные с образованием земельных участков для правообладателей и иных лиц.
Вместе с тем, в силу пункта 26 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", для образования земельных участков из земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования или принадлежащих гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, подготовка и утверждение проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не требуются.
Кроме того, согласно положениям пункта 19 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, положения статей 11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации к рассматриваемой ситуации не применимы, поскольку Карпич И.Б. обращалась с заявлениями о выдаче схем расположения земельных участков, уже предоставленных и поставленных на кадастровый учет. На административного ответчика законом не возложена обязанность по повторному формированию ранее предоставленных участков и утверждению схем их расположения.
Из материалов дела следует, что спорные участки не являются вновь образованными. Участки были предоставлены в пожизненное наследуемое владение в 1991 году и в 1992 году, установлен вид их использования. "дата" на участки NN 1 и 2 были выданы кадастровые паспорта, участкам присвоены кадастровые номера.
При этом судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводом апелляционной жалобы, что судом при рассмотрении спора не учтено, что "дата" Комиссией по рассмотрению вопросов утверждения границ земельных участков было принято решение об отказе в согласовании постановления Правительства Санкт-Петербурга об утверждении границ земельных участков, поскольку право пожизненного наследуемого владения на земельные участки было признано за истцом на основании решения суда, поэтому ей не было необходимости согласовывать границы участков.
Кром того, судебная коллегия, оценивая правомерность принятого судом решения полагает возможным указать, что в заявлении истца об утверждении схемы расположения земельных участков вид разрешенного использования земельных участков указан "для сельскохозяйственного использования", а Санкт-Петербург, как субъект Российской Федерации, относится в своих границах к категории земель населенных пунктов и не имеет на своей территории земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 заявленные участки расположены в зоне ТС-1 (территориальная зона сельскохозяйственных угодий с включением объектов инженерной инфраструктуры), которая не предусматривает такого вида разрешенного использования как обозначенный в заявлении истца, то есть для сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Также судебная коллегия полагает обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении спора судом не приняты во внимание положения пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, который в числе требований к вновь образуемым земельным участкам содержит указание на отсутствие вследствие формирования образуемого земельного участка череплосицы, что происходит, если принять во внимание возражения ответчика, что при рассмотрении заявлений истца о выдаче схем расположения земельных участков ответчик полагал, что поставлен вопрос об образовании новых земельных участков, находящихся на территории населенного пункта.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение о признании незаконным отказ Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга от "дата" и обязании Комитет принять решение об утверждении схемы расположения спорных земельных участков, не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2016 года отменить.
Отказать Карпич И. Б. в удовлетворении заявленных требований.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.