Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 466 "Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации" (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 466
"Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации"

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1998 г. N 332 настоящее постановление признано утратившим силу


Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 167 "Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 832).


Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Черномырдин


Положение о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 466)


Общие положения


1. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации (Минсоцзащиты России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в области социальной защиты населения.

2. Минсоцзащиты России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.

3. Минсоцзащиты России, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения.

4. Минсоцзащиты России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, гражданами.

5. Минсоцзащиты России является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки. Местонахождение Минсоцзащиты России - г. Москва.


Основные задачи, функции и права Минсоцзащиты России


6. Основными задачами Минсоцзащиты России являются:

разработка основ государственной политики в области социальной защиты населения в пределах своей компетенции;

участие в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов и проектов программных документов по вопросам социальной защиты нетрудоспособного населения;

разработка на основе мониторинга и прогнозирования социальных процессов и реализация федеральных и отраслевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

разработка мер, направленных на реализацию законодательства Российской Федерации в области социальной защиты населения;

участие в разработке предложений по совершенствованию принципов государственных социальных гарантий применительно к отдельным регионам, типам поселений, категориям и группам населения;

разработка социальных норм и нормативов в пределах своей компетенции; подготовка совместно с федеральными органами исполнительной власти стандартов в области социальной защиты населения;

организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации государственного пенсионного обеспечения;

создание совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственной системы социального обслуживания населения, содействие ее развитию, а также созданию и развитию муниципальных, частных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения;

организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению;

организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов;

участие в обеспечении функционирования и совершенствования системы социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; организация международного сотрудничества по вопросам, относящимся к его компетенции, с учетом международных договоров Российской Федерации;

участие в формировании и проведении финансово-экономической и инвестиционной политики, направленной на реализацию программ и мероприятий по социальной защите населения;

обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области социальной защиты населения; взаимодействие с межведомственными комиссиями по вопросам, относящимся к его компетенции;

подготовка заключений на проекты законодательных и иных актов, федеральных и иных программ, прогнозирование социальных последствий принимаемых решений;

обеспечение контроля за правильным и единообразным применением законодательства Российской Федерации в области социальной защиты населения по вопросам, относящимся к его компетенции;

разработка совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области социальной защиты населения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

координация деятельности органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и обеспечение взаимодействия с межрегиональными объединениями, союзами и ассоциациями социальной защиты населения, общественными объединениями;

организация и координация разработки и внедрения в государственной системе социальной защиты населения современных информационных технологий, создание отраслевой автоматизированной системы обработки информации в органах социальной защиты населения.

7. В соответствии с возложенными на него задачами Минсоцзащиты России осуществляет следующие функции:

а) в области пенсионного обеспечения:

разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области пенсионного обеспечения и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации;

организует работу органов социальной защиты населения по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий и осуществляет ее методическое обеспечение;

создает и развивает автоматизированные системы назначения и выплаты государственных пенсий;

организует и осуществляет контроль за правильностью назначения и выплаты государственных пенсий, обоснованностью и целевым расходованием денежных средств, выделяемых из федерального бюджета органам социальной защиты населения;

содействует развитию негосударственных форм пенсионного обеспечения; подготавливает проекты международных договоров и соглашений в области пенсионного обеспечения и организует работу по реализации международных договоров и соглашений Российской Федерации в пределах своей компетенции;

осуществляет совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации выплату пенсий гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации,

международными договорами и соглашениями Российской Федерации; выполняет в соответствии с законодательством Российской Федерации функции, связанные с назначением и выплатой государственных пенсий,

пособий и компенсаций отдельным категориям граждан;

б) в области социального обслуживания населения: организует совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом социально-демографических особенностей регионов и потребностей различных категорий и групп населения создание и развитие разветвленной сети комплексных и специализированных государственных, а также муниципальных, частных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения (стационарных и нестационарных), - учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи населению, социальных приютов для детей и подростков, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, кризисных центров и других;

участвует в оказании помощи по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц без определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужденных переселенцев;

осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания независимо от их организационно-правовых форм;

проводит прием граждан по вопросам социальной защиты населения;

в) в области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:

разрабатывает предложения по формированию государственной политики по проблемам инвалидности и инвалидов и реализует ее во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

осуществляет меры по организации и развитию службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов;

координирует и контролирует реализацию федеральных программ по социальной поддержке инвалидов;

осуществляет совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по обеспечению инвалидов специальными транспортными средствами, приспособлениями производственного и бытового характера, другими техническими средствами реабилитации инвалидов и ухода за ними;

обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ, предоставляемых гражданам при протезировании;

содействует совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации увеличению производства и совершенствованию технологии изготовления протезно-ортопедических изделий, производству их новых видов, а также развитию сети предприятий различных форм собственности по производству протезно-ортопедических изделий;

участвует в формировании государственной политики в области градостроительства в целях обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и пожилых граждан;

содействует созданию и совершенствованию деятельности научно-исследовательских, конструкторско-технологических организаций, центров медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих социальную защиту инвалидов, независимо от форм собственности;

способствует развитию физической культуры и спортивного движения инвалидов как этапа их социальной реабилитации;

оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности;

г) в области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов:

разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

координирует в пределах своей компетенции разработку и реализацию федеральных программ по улучшению положения пожилых граждан и ветеранов;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граждан и ветеранов законодательством Российской Федерации;

д) в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:

разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

координирует в пределах своей компетенции разработку и реализацию федеральных программ по улучшению положения семьи, женщин и детей, направленных в первую очередь на оказание государственной поддержки наиболее нуждающимся в ней;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей законодательством Российской Федерации;

осуществляет методическое обеспечение работы органов социальной защиты населения по назначению и выплате пособий гражданам, имеющим детей;

разрабатывает и осуществляет меры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями;

разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями меры, направленные на устранение детской безнадзорности, социального сиротства, профилактику асоциальных явлений среди подростков, коррекцию девиантного поведения несовершеннолетних, а также меры, связанные с охраной прав детей, созданием нормальных условий для их жизнедеятельности;

осуществляет социальную поддержку выпускников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, на начальном этапе самостоятельной жизни;

участвует в создании системы государственной поддержки одаренных детей-сирот и детей из малообеспеченных семей;

обеспечивает совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и негосударственными организациями и объединениями отдых и оздоровление детей в период школьных каникул;

е) в области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:

подготавливает проекты нормативных правовых актов, федеральных и иных программ, касающихся социальной поддержки ветеранов войны и военной службы;

координирует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и субъектов хозяйственной деятельности при разработке и реализации межрегиональных программ и мер по социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы;

обеспечивает организацию социальной поддержки членов семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву; координирует создание и совершенствование системы социальной реабилитации инвалидов военной службы;

осуществляет организационно-техническое обеспечение работы Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

осуществляет информационное и методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

участвует в разработке и осуществлении программ и планов мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества и сохранению российских воинских захоронений за рубежом и контролирует исполнение указанных программ и планов;

ж) в области международного социально-экономического сотрудничества:

обеспечивает совместно с федеральными органами исполнительной власти участие Российской Федерации в деятельности международных организаций в области социальной политики;

взаимодействует в установленном порядке по вопросам государственной политики в области социальной защиты населения с соответствующими органами государств - участников Содружества Независимых Государств, а также других зарубежных стран; осуществляет внешнеэкономическое сотрудничество по вопросам, входящим в его компетенцию;

з) в области финансово-экономической и инвестиционной политики:

финансирует подведомственные ему предприятия, учреждения и организации, федеральные программы и мероприятия по социальной защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета, а также осуществляет анализ расходов на реализацию региональных программ и мероприятий по социальной защите населения;

подготавливает экономические обоснования организации на федеральном уровне различных видов социальной помощи населению;

участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений по формированию налоговой политики в отношении предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, связанную с оказанием населению социальной помощи, а также в отношении отдельных социально уязвимых групп населения;

осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по совершенствованию организации и нормирования труда работников подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций;

рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций;

организует и проводит на подведомственных ему предприятиях, в подведомственных ему учреждениях и организациях контрольно-ревизионную работу и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль;

проводит совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации инвестиционную политику, обеспечивающую оптимальное использование государственных централизованных капитальных вложений на строительство новых и реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, учреждений и организаций государственной системы социальной защиты населения;

привлекает внебюджетные средства для финансирования федеральных целевых программ по социальной защите населения и укреплению материальной базы государственной системы социальной защиты населения;

осуществляет лицензирование деятельности физических и юридических лиц в социальной сфере и сертификацию их продукции и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

и) в области подготовки, повышения квалификации кадров и научно-исследовательской деятельности:

разрабатывает и реализует совместно с заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями социальной защиты населения программы кадрового обеспечения государственной системы социальной защиты населения, организует подготовку и повышение квалификации работников органов социальной защиты населения;

осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью подведомственных ему учебных заведений и курсов повышения квалификации руководящих работников и специалистов государственной системы социальной защиты населения и контроль за ней;

разрабатывает и утверждает в установленном порядке по согласованию с Министерством труда Российской Федерации тарифно-квалификационные характеристики работников государственной системы социальной защиты населения;

определяет направления научных исследований по вопросам социальной защиты населения, координирует эти исследования и проводит в установленном порядке экспертизу эффективности их результатов;

к) в области охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий для работников подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций:

разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюдение норм и правил по охране труда работников подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций;

осуществляет совместно с Министерством труда Российской Федерации методическое руководство службами охраны труда подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций, разрабатывает и утверждает инструкции, разъяснения, рекомендации для этих служб, организует обучение их руководителей;

осуществляет контроль за соблюдением государственных социальных льгот и гарантий, установленных для работников подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций;

в установленном порядке участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевого (тарифного) соглашения в качестве представителя работодателя от лица подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций, а от лица иных предприятий, учреждений и организаций - при условии делегирования ими Минсоцзащиты России соответствующих полномочий.

8. В соответствии с возложенными на него задачами Минсоцзащиты России имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

проводить конференции, совещания, симпозиумы и встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим в его компетенцию;

привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, в том числе зарубежных, к решению проблем, относящихся к его ведению.


Организация деятельности Минсоцзащиты России


9. Минсоцзащиты России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минсоцзащиты России задач и осуществление им своих функций.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Правительством Российской Федерации.

10. Министр социальной защиты населения Российской Федерации:

руководит на принципах единоначалия деятельностью Минсоцзащиты России, координирует и контролирует деятельность подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций;

распределяет обязанности между заместителями Министра;

утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Минсоцзащиты России в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности работников и фонда оплаты труда, а также смету расходов на его содержание в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание федеральных органов исполнительной власти;

утверждает положения о подразделениях Минсоцзащиты России, уставы (положения) подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций;

назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Минсоцзащиты России, а также в установленном порядке руководителей подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры (контракты).

11. В структуру центрального аппарата Минсоцзащиты России наряду с функциональными подразделениями входят департаменты, ведающие организацией деятельности основных подотраслей социальной защиты населения и образуемые решениями Правительства Российской Федерации. Руководители департаментов назначаются в порядке, установленном действующим законодательством.

12. Минсоцзащиты России на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации в пределах своей компетенции издает приказы и инструкции, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности.

13. В Минсоцзащиты России образуется коллегия в составе Министра социальной защиты населения Российской Федерации (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников центрального аппарата Министерства. В состав коллегии могут также входить руководители и специалисты предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы социальной защиты населения.

Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами Министра.

14. В ведении Минсоцзащиты России находится Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, действующий в соответствии с положением о нем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

15. При Минсоцзащиты России действует Инспекция негосударственных пенсионных фондов, осуществляющая разрешительные и контрольные функции в отношении негосударственных пенсионных фондов и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, а также содействующая развитию негосударственного пенсионного обеспечения. Инспекция действует в соответствии с положением о ней, утвержденным Правительством Российской Федерации.

16. Для научного анализа проблем социальной защиты населения в Минсоцзащиты России образуется научно-методический совет, а в целях обеспечения научного руководства и координации работ по реализации федеральных программ по социальной поддержке инвалидов - экспертный совет (советы).

В состав научно-методического и экспертного советов могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, ведущие ученые и специалисты, занимающиеся социальными вопросами. Составы научно-методического и экспертного советов и положения о них утверждаются Министром социальной защиты населения Российской Федерации.



Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 466 "Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации"


Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 23 мая 1995 г. (без приложения), в Собрании Законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21 ст. 1973


Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1998 г. N 332 настоящее постановление признано утратившим силу


Актуальный текст документа