Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 549 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе" (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 549
"Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе"

С изменениями и дополнениями от:

15 мая, 6 октября, 24 декабря 1997 г., 4 марта 1998 г., 7 ноября 2005 г., 15 июля 2008 г., 25 июля 2014 г., 12 февраля 2015 г.


В целях определения порядка реализации права законодательной инициативы Президента Российской Федерации и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов постановляю:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе.


Президент Российской Федерации

Б. Ельцин


Москва, Кремль

13 апреля 1996 г.

N 549


Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 ноября 2005 г. N 1277 Положение изложено в новой редакции

См. текст положения в предыдущей редакции

Положение
о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе
(утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 549)

С изменениями и дополнениями от:

15 мая, 6 октября, 24 декабря 1997 г., 4 марта 1998 г., 7 ноября 2005 г., 15 июля 2008 г., 25 июля 2014 г., 12 февраля 2015 г.


1. Разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее - законопроекты, законопроект), которые предполагается внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации, осуществляется по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

2. Предложения подразделений Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и граждан о разработке законопроектов, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации, направляются Руководителю Администрации Президента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 12 февраля 2015 г. N 62 в пункт 3 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации направляет указанные в пункте 2 настоящего Положения предложения с поручением в 7-дневный срок рассмотреть их и подготовить по ним замечания и предложения:

первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, на которого возложена организация работы полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - полномочные представители Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания);

заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

помощникам и советникам Президента Российской Федерации, если законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции;

полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации);

полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе);

полномочному представителю Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации;

в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации;

в иные подразделения Администрации Президента Российской Федерации, если законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции.

4. Замечания и предложения, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения, направляются в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для обобщения.

Обобщенные замечания и предложения, а также при необходимости проект поручения Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о разработке соответствующего законопроекта направляются Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации Руководителю Администрации Президента Российской Федерации.

5. Подразделения Администрации Президента Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку законопроекта, в установленный Президентом Российской Федерации или Руководителем Администрации Президента Российской Федерации срок направляют Руководителю Администрации Президента Российской Федерации законопроект и пояснительную записку к нему, а также при необходимости - финансово-экономическое обоснование к законопроекту.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 12 февраля 2015 г. N 62 в пункт 6 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

6. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации направляет законопроект на заключение в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, а также дает поручение в 7-дневный срок подготовить замечания и предложения по данному законопроекту:

первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, на которого возложена организация работы полномочных представителей Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания;

заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

помощникам и советникам Президента Российской Федерации, если законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции;

полномочным представителям Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.

Указанные лица направляют замечания и предложения по законопроекту в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.

Полномочные представители Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания по согласованию с руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти направляют в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации замечания и предложения по законопроекту, а также при необходимости - предложения о назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации (далее - официальный представитель).

7. Окончательный текст законопроекта, который предполагается внести в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации, подготавливается в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации и направляется Руководителю Администрации Президента Российской Федерации вместе с проектом письма Президента Российской Федерации в Государственную Думу и другими сопроводительными материалами.

8. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе:

представляет позицию Президента Российской Федерации по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам;

при необходимости обеспечивает по согласованию с руководством Государственной Думы первоочередное рассмотрение на заседаниях Совета Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации;

представляет на заседаниях Совета Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы законопроекты, внесенные Президентом Российской Федерации, за исключением случаев, когда Президентом Российской Федерации назначен официальный представитель;

обеспечивает рассмотрение Государственной Думой в первом чтении текстов законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, в неизмененном виде, за исключением случаев, когда Президент Российской Федерации согласен изменить текст внесенного им законопроекта до рассмотрения его Государственной Думой в первом чтении в порядке, предусмотренном ее Регламентом.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 12 февраля 2015 г. N 62 Положение дополнено пунктом 8.1

8.1. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе вправе исполнять обязанности официального представителя в случае отсутствия его на заседании Совета Государственной Думы, комитета Государственной Думы либо на заседании Государственной Думы.

9. Для обоснования законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, а также замечаний и предложений Президента Российской Федерации по иным законопроектам, рассматриваемым на заседаниях комитетов Государственной Думы и заседаниях Государственной Думы, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе вправе привлекать работников федеральных органов исполнительной власти, работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации и ученых. Привлечение работников федеральных органов исполнительной власти и работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации осуществляется по согласованию соответственно с руководителями федеральных органов исполнительной власти или подразделений Администрации Президента Российской Федерации.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе согласовывает позиции официальных представителей, привлеченных им работников федеральных органов исполнительной власти, работников Администрации Президента Российской Федерации и ученых, определяет порядок их выступлении при рассмотрении на заседаниях комитетов Государственной Думы и на заседаниях Государственной Думы законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, а также при рассмотрении на заседаниях Государственной Думы замечаний и предложений Президента Российской Федерации по иным законопроектам.

Официальный представитель согласовывает свою позицию по законопроекту с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе.

10. При рассмотрении на заседаниях комитетов Государственной Думы поправок и предложений по законопроектам, внесенным Президентом Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе совместно с официальным представителем (в случае его назначения) и при участии Государственно-правового управления Президента Российской Федерации осуществляют предварительное согласование поправок и предложений.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе совместно с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации направляют Президенту Российской Федерации поправки и предложения по указанным законопроектам с соответствующим обоснованием.

В случае получения согласия Президента Российской Федерации на внесение в законопроект представленных ему поправок и предложений полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе оглашает эти поправки и предложения на заседании комитета Государственной Думы, назначенного ответственным по законопроекту, и на заседании Государственной Думы.

11. Законопроекты, направленные Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы, передаются в установленном порядке в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для подготовки по ним замечаний и предложений, которые направляются полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной Думе.

Указанные законопроекты при необходимости могут быть направлены Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации в подразделения Администрации Президента Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, если законопроекты затрагивают вопросы, относящиеся к их компетенции.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 12 февраля 2015 г. N 62 в пункт 12 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

12. Законопроекты, внесенные Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, принятые Государственной Думой в первом чтении и направленные Президенту Российской Федерации в соответствии с постановлениями Государственной Думы, передаются в установленном порядке в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для подготовки проектов заключений Президента Российской Федерации на указанные законопроекты.

Копии поступивших из Государственной Думы законопроектов направляются в установленном порядке:

первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, на которого возложена организация работы полномочных представителей Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания;

заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

помощникам и советникам Президента Российской Федерации, если законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции;

полномочным представителям Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.

Указанные лица в 5-дневный срок со дня получения копии законопроекта направляют замечания и предложения по законопроекту в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для учета при подготовке проекта заключения Президента Российской Федерации на законопроект.

Проект заключения Президента Российской Федерации на законопроект, подготовленный в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, направляется в установленном порядке Президенту Российской Федерации.

13. В случае если комитетом Государственной Думы принято решение об учете замечаний и предложений Президента Российской Федерации по рассматриваемому законопроекту, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе или официальный представитель формулирует по поручению Президента Российской Федерации замечания и предложения главы государства в виде поправок к законопроекту.

14. При необходимости полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе:

проводит консультации с руководством Государственной Думы и комитетов Государственной Думы, с руководством фракций и депутатских групп, а также с депутатами Государственной Думы;

согласовывает сроки и порядок рассмотрения на заседаниях комитетов Государственной Думы и на заседаниях Государственной Думы законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, а также замечаний и предложений Президента Российской Федерации по иным рассматриваемым Государственной Думой законопроектам;

запрашивает дополнительные информационные и справочные материалы от федеральных органов исполнительной власти и подразделений Администрации Президента Российской Федерации.

15. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе осуществляет полномочия, предусмотренные пунктами 9 и 13 настоящего Положения, в случае если замечания и предложения, содержащиеся в заключении Президента Российской Федерации на законопроект, не касаются концепции законопроекта.

В случае если замечания и предложения касаются концепции законопроекта, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе при рассмотрении на заседаниях Совета Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы законопроекта во втором чтении представляет позицию Президента Российской Федерации, изложенную в заключении, и дает необходимые пояснения.

16. Порядок освещения в средствах массовой информации позиции Президента Российской Федерации по законопроектам, принятым Государственной Думой, определяется Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

17. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации:

представляет позицию Президента Российской Федерации по рассматриваемым Советом Федерации федеральным конституционным законам, одобренным Государственной Думой, и федеральным законам, принятым Государственной Думой;

обеспечивает по согласованию с руководством Совета Федерации своевременное рассмотрение на заседаниях комитетов и комиссий Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации одобренных Государственной Думой федеральных конституционных законов и принятых Государственной Думой федеральных законов, проекты которых были внесены Президентом Российской Федерации;

представляет на заседаниях комитетов и комиссий Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы и принятые Государственной Думой федеральные законы, проекты которых были внесены Президентом Российской Федерации, за исключением случаев, когда Президентом Российской Федерации назначен официальный представитель;

информирует комитеты и комиссии Совета Федерации о рассмотрении в Государственной Думе законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, и о принятых поправках к ним;

при необходимости проводит консультации с руководством Совета Федерации, комитетов и комиссий Совета Федерации;

при необходимости запрашивает дополнительные информационные и справочные материалы от федеральных органов исполнительной власти и подразделений Администрации Президента Российской Федерации.

Официальный представитель согласовывает свою позицию по законопроекту с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Совете Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 12 февраля 2015 г. N 62 Положение дополнено пунктом 17.1

17.1. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации вправе исполнять обязанности официального представителя в случае отсутствия его на заседании комитета или комиссии Совета Федерации либо на заседании Совета Федерации.

18. Для обоснования позиции Президента Российской Федерации по федеральным конституционным законам и федеральным законам, рассматриваемым на заседаниях комитетов и комиссий Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации вправе привлекать работников федеральных органов исполнительной власти, работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 9 настоящего Положения для полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе, и ученых, осуществлять иные полномочия, предусмотренные указанным пунктом для полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 12 февраля 2015 г. N 62 в пункт 19 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

19. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, направленные Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, передаются в установленном порядке в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для подготовки предложений о подписании и обнародовании федерального конституционного закона, федерального закона или об отклонении федерального закона.

Копии федерального закона направляются в установленном порядке для подготовки предложений о подписании и обнародовании федерального закона или о его отклонении:

первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, на которого возложена организация работы полномочных представителей Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;

заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

помощникам и советникам Президента Российской Федерации, если федеральный закон затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции;

полномочным представителям Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.

Указанные лица направляют предложения в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации в 7-дневный срок со дня поступления федерального закона Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 15 июля 2008 г. N 1095 пункт 20 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

20. Предложения о подписании и обнародовании федерального конституционного закона, федерального закона или об отклонении федерального закона подготавливаются Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации в 10-дневный срок со дня поступления федерального конституционного закона, федерального закона Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. При подготовке указанных предложений по федеральному закону учитываются предложения лиц, которым в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения были направлены копии федерального закона.

В случае нарушения установленных Конституцией Российской Федерации требований к порядку принятия и одобрения федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации подготавливает предложение Президенту Российской Федерации о возвращении федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации без рассмотрения.

Предложения направляются в установленном порядке Президенту Российской Федерации.

Предложение об отклонении федерального закона или о его возвращении без рассмотрения направляется Президенту Российской Федерации вместе с проектом письма Президента Российской Федерации в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

21. В случае отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона и его повторного рассмотрения Государственной Думой полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, за исключением случаев, когда Президентом Российской Федерации назначен официальный представитель, представляет на заседаниях Совета Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы позицию Президента Российской Федерации, изложенную в его письме в Государственную Думу, и дает соответствующие пояснения.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе при необходимости проводит консультации с руководством Государственной Думы и комитетов Государственной Думы о процедуре повторного рассмотрения отклоненного Президентом Российской Федерации федерального закона, а также осуществляет полномочия, предусмотренные пунктом 9 настоящего Положения, в случае если замечания и предложения, послужившие основанием для отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона, не касаются концепции федерального закона.

22. В случае если комитетом Государственной Думы принято решение об учете замечаний и предложений Президента Российской Федерации по отклоненному федеральному закону, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе или официальный представитель участвует в заседании соответствующего комитета и формулирует по поручению Президента Российской Федерации замечания и предложения главы государства в виде норм закона для выработки согласованной редакции отклоненного федерального закона.

23. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации:

обеспечивает по согласованию с руководством Совета Федерации своевременное рассмотрение на заседаниях комитетов и комиссий Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации отклоненных Президентом Российской Федерации и повторно рассмотренных Государственной Думой федеральных законов в порядке, установленном частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации;

обосновывает на заседаниях комитетов и комиссий Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации позицию Президента Российской Федерации в связи с отклонением им федерального закона, за исключением случаев, когда Президентом Российской Федерации назначен официальный представитель.

24. Для обоснования позиции Президента Российской Федерации по отклоненному федеральному закону полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации вправе привлекать работников федеральных органов исполнительной власти, работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 9 настоящего Положения для полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе, а также ученых.


Утверждено Положение, определяющее порядок реализации права законодательной инициативы Президента РФ и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов.

Предусматривается распределение функций по подготовке, внесению на рассмотрение и представлению президентских законопроектов между различными органами и должностными лицами в соответствии с их компетенцией.

Разработка проектов федеральных законов, которые предполагаются к внесению в Государственную Думу ФС РФ в качестве законодательной инициативы Президента РФ, осуществляется по его поручению подразделениями Администрации Президента РФ и федеральными органами исполнительной власти.

Предложения органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и граждан о разработке законопроектов для последующего их внесения в Государственную Думу ФС РФ рассматриваются полномочными представителями Президента РФ в Государственной Думе и Совете Федерации, а также подразделениями Администрации Президента РФ.

Окончательный текст законопроекта готовится Главным государственно-правовым управлением Президента РФ.

Позицию Президента РФ по внесенным законопроектам в палатах Федерального Собрания РФ представляют Полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе и Полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации. Положением определены полномочия указанных лиц в процессе рассмотрения законопроектов.

Предложения Президенту РФ о подписании и обнародовании федерального закона или его отклонении разрабатываются Главным государственно-правовым управлением Президента РФ.


Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 549 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе"


Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 16 ст. 1842, в "Российской газете" от 23 апреля 1996 г. N 77


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Указ Президента РФ от 12 февраля 2015 г. N 62


Указ Президента РФ от 25 июля 2014 г. N 529

Изменения вступают в силу с 6 августа 2014 г.


Указ Президента РФ от 15 июля 2008 г. N 1095


Указ Президента РФ от 7 ноября 2005 г. N 1277


Указ Президента РФ от 4 марта 1998 г. N 237


Указ Президента РФ от 24 декабря 1997 г. N 1370


Указ Президента РФ от 6 октября 1997 г. N 1083


Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 483


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.