Решение Верховного Суда УР
от 23 апреля 2012 г. по делу N 7-98/12
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики: Буров Андрей Иванович,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 23 апреля 2012 года жалобу законного представителя открытого акционерного общества "Речной порт "Сарапул" на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от 27 декабря 2011 года и решение судьи Сарапульского городского суда УР от 27 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Речной порт "Сарапул" установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от 27 декабря 2011 года открытое акционерное общество "Речной порт "Сарапул" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с состоявшимся по делу об административном правонарушении постановлением, законный представитель ОАО "Речной порт "Сарапул" обратился в Сарапульский городской суд Удмуртской Республики с жалобой, в которой приводит доводы о невиновности.
Решением Сарапульского городского суда УР от 27 февраля 2012 года обжалуемое постановление оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Законным представителем ОАО "Речной порт "Сарапул" подана жалоба в Верховный суд УР, в которой приводятся доводы о невиновности и требования об отмене постановления по делу и решения по жалобе с прекращением производства.
В судебном заседании защитник ОАО "Речной порт "Сарапул" Н. на удовлетворении жалобы настаивала. Пояснила, что аттестация на момент проверки проведена не была. Договор организацией, имеющей лицензию на проведение аттестации, о ее проведении на момент проверки заключен не был. В мае 2011 г. у них проводилась проверка и также выявлялось данное нарушение. Тогда тоже назначили административное наказание, постановление о назначении которого по их жалобе отменено. После первой проверки ими проведена работа по организации аттестации - назначены ответственные лица, исследовался рынок организаций, имеющих лицензию, но договоры на аттестацию ими не были заключены.
Выслушав защитника, проверив доводы жалобы и изучив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии законных оснований для отмены или изменения оспариваемых актов.
На основании ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что проведенной 02.12.2011 г. Удмуртской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что в ОАО "Речной порт "Сарапул", расположенном по адресу: <адрес>, не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
В соответствии со ст. 209 и ст. 212 Трудового кодекса РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 г. N 342н, и действующего с 01.09.2011 г., аттестации подлежат все рабочие места работодателя, сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку ОАО "Речной порт "Сарапул", являясь работодателем, имея реальную возможность для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, не предприняло всех необходимых и достаточных для этого мер, но на момент прокурорской проверки 02.12.2011 г. не провело аттестацию рабочих мест имеются все условия для назначения административного наказания по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ОАО "Речной порт "Сарапул" за то же самой правонарушение уже привлекалось к административной ответственности с назначением административного штрафа в размере 40000 рублей и повторности привлечения к административной ответственности в оспариваемом решении не дана оценка, не могу признать обоснованными.
Так, в оспариваемом решении означенные доводы Общества проверены.
Действительно, постановлением начальника охраны труда Государственной инспекции труда в УР от 06.07.2011 г. ОАО "Речной порт "Сарапул" привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в том числе, и в связи с теми обстоятельствами, что на момент проверки - май 2011 г., в Обществе не была проведена аттестация рабочих мест. Решением судьи Сарапульского городского суда УР от 05.10.2011 г. данное постановление отменно, производство по делу прекращено.
При этом, исходя из содержания ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и требований ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ и п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 г. N 342н (предписывающей обязательность аттестации всех рабочих мест) совершенное ОАО "Речной порт "Сарапул" административное правонарушение носит длящийся характер, то есть, длится до прекращения обстоятельств, с которыми закон связывает наступление ответственности - проведение аттестации в установленном порядке.
Поскольку на момент прокурорской проверки - 02.12.12011 г. нарушение ОАО "Речной порт "Сарапул" прекращено не было - аттестация не проведена, все условия для назначения административного наказания имелись.
Мнение законного представителя ОАО "Речной порт "Сарапул" о том, что в деянии Общества усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, не может свидетельствовать о незаконности привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Родовые объекты посягательства правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ различны.
Объективная сторона каждого из правонарушений характеризуется также не идентичными обстоятельствами.
При таких условиях, привлечение виновного лица к ответственности за одно правонарушение не исключает возможности назначение наказания и за другое. Тем более, таких препятствий нет в случае, когда вопрос о наличии в деянии ОАО "Речной порт "Сарапул" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ не решался вовсе.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, действия ОАО "Речной порт "Сарапул" правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Административное наказание, назначенное ОАО "Речной порт "Сарапул" в минимальном размере менее сурового из предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ наказаний, соответствует характеру правонарушении и иным обстоятельствам, указанным в ст. 4.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, решение и постановление по делу об административном правонарушении являются законными и обоснованными, вынесенными в соответствии с установленной законом процедурой, без нарушения процессуальных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, решил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от 27 декабря 2011 года и решение судьи Сарапульского городского суда УР от 27 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Речной порт "Сарапул" оставить без изменения, жалобу законного представителя - без удовлетворения.
Судья: |
А.И. Буров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда УР от 23 апреля 2012 г. по делу N 7-98/12
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения предоставлен Интернет-порталом ГАС "Правосудие" (www.sudrf.ru)
Текст решения размещен на официальном сайте Верховного суда Удмуртской Республики (www.vs.udm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника